Студентам кафедры русской, зарубежной литературы и издательского дела

История искусств. Вопросы к зачету. Полупанова А.В.

Вопросы к курсовым экзаменам

По методике преподавания литературы:
  1. Методика преподавания литературы как предмет изучения. Задачи курса. Его содержание и структура.

  2. Этапы развития методики преподавания литературы как научной дисциплины.

  3. Уникальность литературы как учебного предмета. Формы обучения литературе.

  4. Требования к современному уроку. Понятие проблемного обучения. Современные образовательные технологии.

  5. Этапы изучения литературных произведений в школьном курсе. Методология работы с художественными текстами и типы уроков.

  6. Восприятие литературного произведения как методическая проблема.

  7. Анализ школьных программ и учебников.

  8. Планирование работы учителя-словесника. Типы планирования. Их назначения и специфика.

  9. Содержание и структура вступительных уроков. Роль историко-культурного комментария.

  10. Методика выразительного чтения.

  11. Характер и направленность вопросов в беседе по впечатлениям.

  12. Роль биографии писателя на уроках литературы. Источники. Отбор материала и принципы его изучения.

  13. Типы портретов и приемы работы с ними.

  14. Домашнее задание Способы актуализации знаний учащихся. Организация самостоятельной работы.

  15. Анализ литературного произведения как одна из форм его изучения. Значение литературоведческой концепции в школьном разборе произведений. Разновидности и способы анализа.

  16. Приемы изучения художественного текста: литературоведческие и школьные виды работ, направленные на активизацию сотворчества учащихся.

  17. Иллюстрация как изобразительная версия литературного произведения. Формы работы с иллюстрациями.

  18. Целостное изучение художественного произведения.

  19. Содержание и структура заключительного урока. Понятие современности классики.

  20. Работа над критической статьей на уроках литературы. Принципы отбора и изучения материала.

  21. “Школьное литературоведение”. Требования к определению теоретических понятий. Формы их изучения.

  22. Методы и приемы обучения литературе. Критерии отбора и эффективность применения их на уроках разного типа Адекватность метода и приемов изучаемому произведению.

  23. Изучение произведений в их родовой специфике. Выбор способов анализа, характер вопросов и заданий при изучении эпических произведений

  24. Методика изучения драматических произведений. Роль сценических интерпретаций.

  25. Методика изучения лирики. Приемы работы с поэтической речью.

  26. Трудности в изучении обзорных тем. Их место и роль в школьном курсе. Типология:

  27. Содержание и структура уроков-введений и обзоров периодов.

  28. Формы работы над устной и письменной речью учащихся в процессе изучения литературы. Педагогическая риторика.

  29. Методика работы над сочинением. Типы сочинений. Формулировка тем. Этапы работы.

  30. Виды и формы внеклассной работы по литературе.

  31. Место и роль внеклассного чтения в школьном курсе. Типы уроков внеклассного чтения.

  32. Методика организации и проведения факультативных занятий. Задачи. Типы программ. Формы работы. Оценка знаний.

  33. Педагогическая диагностика. Виды. Методы психологического исследования.

  34. Учет и оценка знаний по литературе. Критерии. Формы контроля. Их эффективность.

Вопросы для курсовых экзаменов к разделу

«История русской литературы ХХ века (50 – 90-е гг.)»
  1. Эволюция лиро-эпического творчества А. Твардовского. Поэтика, новаторство, своеобразие художественного мышления («Василий Теркин», «Дом у дороги», «Теркин на том свете», «По праву памяти»).

  2. «Василий Теркин» А. Твардовского как лиро-эпическая поэма. Композиция, проблематика, герой, значение.

  3. Социально-философская лирика А. Твардовского 50-60-х гг. Основные темы, мотивы, своеобразие лирического героя.

  4. А. Твардовский – редактор «Нового мира».

  5. Новаторство поэм А. Твардовского «Теркин на том свете», «По праву памяти».

  6. Лирика Б. Пастернака. Особенности художественного миропонимания. Поэтика. Эволюция.

  7. «Сложный» период в лирике Б. Пастернака. Своеобразие метафоризма.

  8. «Простой» период в лирике Б. Пастернака. Христианские мотивы и образы.

  9. «Доктор Живаго» Б. Пастернака как лирический роман. Поэтика жанра.

  10. Трагедия христианского типа личности в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»

  11. Роль стихов в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».

  12. «Лирический взрыв» в литературе 50-60-х годов. Истоки, многообразие форм проявления. Поэтика лирической прозы (О. Берггольц, В. Солоухин, Ю. Казаков)

  13. Особенности литературного процесса «оттепели». Феномен «шестидесятничества». Двойственность художественного сознания времени.

  14. Новаторство художественных исканий неофициальной литературы II половины ХХ века. (В. Гроссман, Ю. Домбровский, В. Шаламов, А. Бек, В. Дудинцев, А. Солженицын, Б. Пастернак и др.)

  15. Эстетические положения «новой прозы» В. Шаламова.

  16. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» В. Шаламова.

  17. Роман Ю.Домбровского «Факультет ненужных вещей». Поэтика, проблематика, жанр.

  18. Роль библейских мотивов и образов в романе «Факультет ненужных вещей».

  19. Образ художника и философия творчества в романе Ю.Домбровского «Факультет ненужных вещей».

  20. Проза А. Солженицына: христианские оснавы философии творчества, основные эстетические принципы, проблематика, типология героев.

  21. Новаторство рассказов А. Солженицына: проблематика, характеры, этический идеал.

  22. Повесть А. Солженицына «Раковый корпус». Проблематика, типология образов, смысл названия.

  23. «В круге первом» А. Солженицына как идеологический роман.

  24. Психологическая драма 50-60-х гг. (В. Розов, А. Арбузов, А. Володин, А. Вампилов).

  25. Театр А. Вампилова. Традиции А. Чехова, новаторство.

  26. Основные направления развития лирики 50-70-х годов. Лирика поэтов «старшего поколения». «Эстрадная» и «тихая» лирика.

  27. Военная проза 60-70 гг. Основные тенденции. Новаторство.

  28. Психологическая проза о войне. Проблематика, новаторство (В. Быков, В. Астафьев, Ю. Бондарев, В. Богомолов, Г. Бакланов, К. Воробьев и др.)

  29. Эпический роман о войне (Ю. Бондарев, К. Симонов, В. Гроссман).

  30. Творчество В. Быкова. Своеобразие конфликта, концепция героического и трагического, типы героев.

  31. Концепция войны в повести В. Астафьева «Пастух и пастушка»

  32. Новое осмысление войны в романе В. Астафьева «Прокляты и убиты».

  33. Новаторство изображения войны в прозе II половины 80 – 90-х гг. (В. Быков, В. Кондратьев, В. Астафьев и др.)

  34. Новаторство нравственно-философских исканий прозы «онтологического реализма» 60 – 80-х гг.

  35. Художественное своеобразие рассказов В. Шукшина. Проблема русского национального характера.

  36. Творчество В. Распутина. Нравственно-философская и экзистенциональная проблематика, народные типы, нравственный идеал.

  37. Творчество В. Астафьева. Проблематика, характеры, особенности повествования.

  38. Особенности литературного процесса 80 – 90-х гг. Основные тенденции, споры.

  39. Литература социально-критического направления середины 80-х гг. Новаторство проблематики, художественное и публицистическое начала. (В. Астафьева, Ч. Айтматова, В. Распутина).

  40. «Донские рассказы» М. Шолохова как предтеча «Тихого Дона». Своеобразие конфликтов и характеров.

  41. «Тихий Дон» как эпический роман. Поэтика жанра, проблематика, роль социально-бытового пласта в романе.

  42. Концепция эпохи революции в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Истоки и суть трагедии Григория Мелехова.

  43. «Судьба человека» М. Шолохова как эпический рассказ.

  44. Социально-психологическая драма 70-90-х гг. «Новая волна» в драматургии.

  45. Основные течения в поэзии 80 – 90-х гг.

  46. Литература русского зарубежья. Этапы развития, значение. Споры. Анализ творчества одного писателя.

  47. Творчество В. Набокова. Полемичность творческих принципов. Романы «Машенька», «Защита Лужина».

  48. Эстетика В. Набокова. «Приглашение на казнь» как фантастическая антиутопия.

  49. Эстетика В. Набокова. Роман «Дар». Проблематика, поэтика, система мотивов.

  50. Поэзия И. Бродского. Основные темы и мотивы.

  51. Литература постмодернизма. Эстетика. Споры. Анализ творчества одного – двух авторов.

Вопросы к экзамену по дисциплине «Теория литературы»
  1. Предмет, содержание и задачи теории литературы.

  2. Трагедия как жанр.

  3. Проблемы литературы и эстетики античности (Платон, Аристотель).

  4. Комедия как жанр.

  5. Эстетические теории эпохи Просвещения (Дидро, Лессинг).

  6. Новелла как жанр.

  7. Немецкая классическая эстетика (Кант, Гегель).

  8. Повесть как жанр.

  9. Значение революционно-демократической мысли для теории литературы (Белинский, Чернышевский, Добролюбов).

  10. Драма как литературный род.

  11. Культурно-историческая школа в литературоведении (И. Тэн, А. Пыпин и др.)

  12. Басня как жанр.

  13. Психологическая школа в русском литературоведении (А. Потебня).

  14. Лирика и ее виды.

  15. Сравнительно-исторический метод А.Н. Веселовского и современность.

  16. Сентиментализм.

  17. Психоанализ З. Фрейда.

  18. Классицизм.

  19. Формальный метод в литературоведении. Значение русской формальной школы.

  20. Романтизм.

  21. Поэтика и её разновидности.

  22. Значение эстетической мысли классиков марксизма.

  23. Роман и его типология.

  24. Ленинская теория отражения. Методологическое значение ее в науке о литературе.

  25. Понятие о роде и виде.

  26. Структурализм как деятельность. Теория текста и знака в структурализме.

  27. Эпопея.

  28. Литература как вид искусства.

  29. Эпос.

  30. Проблема формы и содержания в искусстве.

  31. Сократ и его значение в интерпретации искусства.

  32. Образность и художественность литературы.

  33. Сюжет, фабула и композиция произведения.

  34. Направление, метод и стиль литературы.

  35. Реализм в историческом развитии.

  36. Литературные роды и виды.

  37. Композиция произведения. Элементы ее и типы.

  38. Развитие науки о литературе в эпоху Средневековья.

  39. Структура художественного произведения.

  40. Понятие о литературном процессе.

  41. Сатира.

  42. Проблема автора. Формы присутствия автора в художественном произведении.

Вопросы по спецкурсу
  1. Понятие о художественном мышлении.

  2. Художественное мышление как комплексная проблема.

  3. Философская интерпретация художественного мышления.

  4. Роль идеальной сферы в творческом отражении действительности.

  5. Проблемы психологии творчества.

  6. Литературоведческий аспект проблемы.

  7. Типы художественного мышления. Романтизм.

  8. Диалектичность художественного познания мира и человека.

  9. Романтическая ирония как способ философского мышления.

  10. Активизация романтического пафоса на рубеже XIX – XX веков.

  11. Романтизм А. Грина в его развитии.

  12. Реализм XIX – XX веков. Его эволюция.

  13. Особенности художественного мышления Л. Леонова.