Специальное (дефектологическое) образование

Об СДО | Сотрудники | Новости

С 2014 г. при кафедре педагогики открыто отделение "Специальное (дефектологическое) образование" (СДО), реализующее профессиональную подготовку бакалавров по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профилям "Олигофренопедагогика", "Логопедия", "Дошкольная дефектология".
Область профессиональной деятельности бакалавра СДО - образование лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения в ходе коррекционно-развивающего и коррекционно-образовательного (учебно-воспитательного), реабилитационного и социально-адаптационного процесса.
Бакалавры, обучающиеся по профилю "Олигофренопедагогика" получают возможность работать с детьми, имеющими нарушения интеллекта (умственную отсталость) как в специальных (коррекционных), так и в инклюзивных школах. Бакалавр данного профиля занимается с детьми школьного возраста (7-18 лет). Поле его деятельности - это не только обучение и воспитание ребенка с нарушением интеллекта, освоение им Федерального государственного образвательного стандарта для лиц с умственной отсталостью, но и коррекция познавательных функций, - внимания, восприятия, памяти, мышления, формирование знаний об окружающем мире, развитие его работоспособности и др. Основная функция дефектолога - максимально возможно обеспечить социализацию и адаптацию ребенка, интеграцию его в среду нормально развивающихся сверстников. Среди функций учителя-олигофренопедагога выделяются такие как:

1) диагностико-консультативная функция (обследует ребенка, делает выводы о состоянии его психического развития, консультирует родителей и педагогов по вопросам обучения, воспитания и социальной адаптации);

2) образовательно-коррекционная функция (обучает, воспитывает ребенка с нарушением интеллекта, формирует у него знания, умения и навыки в соотвествии с основной образовательной программой школьного обучения);

3) коррекционно-развивающая (развивает внимание, восприятие, память, мышление и другие психические функции); 4) просветительская функция (знакомит родителей, педагогов, общественность с особенностями этих детей, способствует формированию положительного отношения к ним и желания содействовать их обучению, воспитанию и интеграции в общество).

Бакалавры, обучающиеся по профилю "Логопедия" осуществляют коррекцию речевой деятельности детей и взрослых. Учитель-логопед осуществляет коррекцию речи у детей с самыми разными нарушениями развития - нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями, а также может восстанавливать речь взрослых, утративших речевые навыки вследствие черепно-мозговых травм, инсультув, нейроинфекций. Учитель-логопед работает в образовательных организациях (дошкольных и школьных), медико-социальных организациях (реабилитационных центрах и поликлинниках), центрах раннего развития ребенка и т.д. Речь обладает сложной структурой и может иметь нарушения различного характера, которые и являются объектом коррекции логопеда. Так, учитель-логопед может решать следующие задачи:

1) развивает устную речь, корректирует ее нарушения (нарушения звукопроизношения, голосообразования, темпа, ритма речи, так и всей речевой структуры, развивает словарный запас, грамматическую структуру речи, связную речь);

2) формирует письменную речь, корректирует ее нарушения, например, нарушения чтения или письма;

3) параллельно развивает и другие функции, например, мелкую моторику (движения тонких движений рук), которая всегда имеет недостаточность у ребенка с речевыми нарушениями, зрительное восприятие, слухоречевую память;

4) проводит работу по предупреждению акалькулии (нарушений функций счета), дислексии (нарушений чтения), дисграфии (нарушений письма) и др.

Бакалавры, обучающиеся по профилю "Дошкольная дефектология" работают с детьми дошкольного возраста, (от 0 до 7 лет), имеющих самые разнообразные нарушения психического и физического развития - нарушения слуха и зрения, нарушения интеллекта, задержку психического развития ранний детский аутизм, нарушений опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич и др.).
Это универсальный специалист, работающий как дошкольный сурдопедагог, тифлопедагог и олигофренопедагог. Организации, в которых осуществляет свою профессиональную деятельность дошкольный дефектолог - это специальные (коррекционные) дошкольные образовательные организации, в которых воспитываются только дети с нарушениями развития, дошкольные образовательные учреждения инклюзивного образвания, где дошкольники с ограниченными возможностями здоровья воспитываются совместно со здоровями сверстниками, центры ранней помощи ребенку, реабилитационные центры и др.
Профессиональные задачи дошкольного дефектолога - это:

1) предупреждение нарушений психического развития у ребенка, начиная с раннего возраста;

2) коррекция уже имеющихся нарушений в развитии ребенка;

3)психолого-педагогическая подготовка ребенка к обучению в школе;

4) профилактика школьных трудностей и своевременное оказание помощи родителям в воспитании и социализации ребенка.