Сотрудники СДО

Об СДО | Сотрудники | Новости

Гаязова Гульшат Анифовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры педагогики БашГУ, Отличник образования Республики Башкорстан, Почетный работник высшего профессионального образования Республики Башкортостан.
В 1981 году окончила Башкирский государственный медицинский институт им. XV-летия ВЛКСМ по специальности «Лечебное дело», получив квалификацию «Врач-лечебник». С 1981 по 1993 гг. работала преподавателем невропатологии и психиатрии в Бирском медицинском училище, детским невропатологом в Бирской центральной районной больнице.
С 1993 по 1999 гг. – психиатр, зав. психиатрическим отделением Бирской ЦРБ. В 2000 году защитила диссертацию на соискание степени кандидата медицинских наук на тему: «Медико-социальные и психологические аспекты состояния здоровья населения пенсионного возраста на примере малого города».
С 2006 по 2014 гг. работала на кафедре специальной педагогики и психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
С 2014 г. - доцент кафедры педагогики Башкирского государственного университета. Является руководителем курсов профессиональной переподготовки по программам «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Сфера научных интересов: организация первичной профилактики нервно-психических расстройств Организация медико-социальной помощи населению пенсионного возраста и пути оптимизации управления их здоровьем.
Преподаваемые дисциплины: «Психопатология», «Невропатология», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения», «Психомоторное развитие в раннем онтогенезе и его нарушения».
Основные публикации:
2. Туктарова Р.И., Гаязова Г.А., Султанова Р.М. Организация коррекционно-педагогической деятельности специалиста-дефектолога с семьей: учебно-методическое пособие. - Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2012. - 172 с.
4. Гаязова Г.А., Султанова Р.М., Шавалиева И.Ш. Особенности сенсорного развития дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед. 2014. № 2. С. 96-102.
5. Гаязова Г.А., Султанова Р.М., Шавалиева И.Ш. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития // Общество. 2014. - № 2 (2). - С. 26-30.
6. Рыбакова Е.В., Рыбаков Д.Г., Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Резяпов Р.А. Коррелирующие позиции информационного развития социума и нейропсихического состояния подрастающих поколений // Образование: традиции и инновации Материалы VIII международной научно-практической конференции. Прага, Чешская республика, 2015. С. 446-448.

Султанова Роза Миниахметовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики БашГУ, Отличник образования Республики Башкорстан, награждена Почетной грамотой МИнистерства образования и науки Российской Федерации (2015 г.).
В 2000 г. окончила Московский государственный открытый педагогический университет им. М. Шолохова, получив специальность «Специальная психология». В 2005 году защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Формирование профессиональной компетентности будущего учителя-логопеда в учебно-педагогической, производственной практики повышенного уровня».
В 2006 г. присвоено звание доцента по кафедре специальной педагогики и психологии.
С 2001 по 2014 гг. работала в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы.
С 2014 г. работает на кафедре педагогики Башкирского государственного университета, участвует в профессиональной подготовке бакалавров по направлению "Специальное дефектологическое образование", является руководителем курсов профессиональной переподготовки по программам "Логопедия", "Олигофренопедагогика", "Специальная психология".
Преподаваемые дисциплины: «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Семейное воспитание детей с ОВЗ», «Профессиональная этика» и др.
Сфера: научных интересов: компетентностный подход к профессиональной подготовке педагогов-дефектологов. В рамках организации научной работы студентов принимает участие в проведении ежегодных научно-практических конференций. В 2008 году присвоено звание «Отличник образования Республики Башкортостан».
Основные публикации:
1. Султанова Р.М., Хакимов Э.Р. Формирование профессиональной компетентности специалистов социальной сферы на этапе обучения в вузе: монография. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. - 87 с.
2. Аслаева Р.Г., Туктарова Р.И., Султанова Р.М. Формирование профессиональных навыков будущих учителей-логопедов в период прохождения практики. Серия «Учись быть логопедом». Выпуск № 1: учебное пособие. - Уфа: Изд-во МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. - 82 с.
3. Аслаева Р.Г., Митяева В.Г., Туктарова Р.И., Султанова Р.М. Подготовка будущего учителя-логопеда к коррекционно-педагогической деятельности. Серия «Учись быть логопедом» Выпуск № 2: учебно-методическое пособие. - Уфа: Изд-во МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. - 82 с.
4. Туктарова Р.И., Султанова Р.М. Педагогическая теория в деятельности будущего учителя-логопеда (тестовые контрольные задания определения уровня готовности студентов для прохождения производственной практики). Серия «Учись быть логопедом»: Выпуск № 3. - Уфа: Изд-во МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. - 79 с.
5. Туктарова Р.М., Митяева В.Г., Шленкина Л.К., Султанова Р.М. Подготовка будущего учителя-логопеда к коррекционно-педагогической деятельности: учебно-методическое пособие. - ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. - 180 с.
6. Туктарова Р.И., Гаязова Г.А., Султанова Р.М. Организация коррекционно-педагогической деятельности специалиста-дефектолога с семьей: учебно-методическое пособие. - Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2012. - 172 с.
7. Гаязова Г.А., Султанова Р.М., Шавалиева И.Ш. Особенности сенсорного развития дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед. 2014. № 2. С. 96-102.
8. Гаязова Г.А., Султанова Р.М., Шавалиева И.Ш. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития // Общество. 2014. - № 2 (2). - С. 26-30.

9. Рыбакова Е.В., Рыбаков Д.Г., Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Резяпов Р.А. Коррелирующие позиции информационного развития социума и нейропсихического состояния подрастающих поколений // Образование: традиции и инновации Материалы VIII международной научно-практической конференции. Прага, Чешская республика, 2015. С. 446-448.

Шавалиева Индира Шайхразиевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики БашГУ, Отличник образования Республики Башкорстан.
В 1995 году с окончила Бирский государственный педагогический институт по специальности «Дошкольная педагогика и психология», получив квалификацию «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии. Воспитатель».
С 1995 по 2001 гг. работала ассистентом кафедры психологии и преподавателем кафедры возрастной психологии Бирского государственного педагогического института.
С 1998-2002гг. - аспирант Ленинградского государственного областного университета им. А.С.Пушкина.
В 2002 году защитила диссертацию на соискание степени кандидата психологических наук на тему: «Особенности профессионально-значимых качеств личности студентов с разным уровнем удовлетворенности избранной педагогической специальностью».
С 2001 по 2014 гг. работала на кафедре специальной педагогики и психологии Башкирского государственного педагогического университетаим. М.Акмуллы.
С 2014 г. - доцент кафдеры педагогики БашГУ.
Преподаваемые дисциплины: "Психология", "Психолого-педагогическая диагностика".
Сфера научных интересов: профессиональное самоопределение будущих педагогов, удовлетворенность избранной профессией, ценностные ориентации, профессиональная направленность лиц с ограниченными возможностями здоровья
Основные публикации:
1. Шафикова Г.Р., Янгирова А.А., Гаранькова И.Ю., Шавалиева И.Ш. Общая психология: Программа и методические указания к практическим занятиям. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2004.
2. Иванченко Т.П., Кроповницкий О.В., Шавалиева И.Ш. Социальная психология: Программа и методические рекомендации. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2005. – 100 с.
3. Иванченко Т.П., Шавалиева И.Ш. Конфликтология: Учебно-методический комплекс. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2005. – 92 с.
4. Гаязова Г.А., Султанова Р.М., Шавалиева И.Ш. Сопровождение родителей в условиях специального дошкольного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование: Материалы IX Международной научной конференции. Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. Санкт-Петербург. 2013. С. 73-76.
5. Гаязова Г.А., Султанова Р.М., Шавалиева И.Ш. Особенности сенсорного развития дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед. 2014. № 2. С. 96-102.

Фатихова Лидия Фаварисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры БашГУ.
В 1995 году с отличием окончила Бирский государственный педагогический институт по специальности «Дошкольная педагогика и психология», получив квалификацию «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии. Воспитатель».
С 1995 по 1998 гг. работала психологом в школе, учителем-логопедом в дошкольном учреждении.
С 1998 года – ассистент кафедры психологии Бирского государственного педагогического института.
В 2000-2003 гг. обучалась в заочной аспирантуре при Институте специального образования Уральского государственного педагогического университета.
В 2003 году защитила диссертацию на соискание степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 - коррекционная педагогика на тему: «Формирование общеинтелектуальных умений в процессе подготовки умственно отсталых детей к школе».
С 2006 по 2015 гг. работала на кафедре специальной педагогики и психологии Башкирского государственного педагогического университета
С 2008 по 2011гг. являлась научным руководителем экспериментальной площадки при Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 42 компенсирующего вида» г. Уфа Республики Башкортостан по теме: «Разработка системы дифференциальной диагностики и коррекции познавательной деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями».
В 2010 году выиграла грант Российского гуманитарного научного фонда - Региональный конкурс "Урал: история, экономика, культура" по теме: "Дифференциальная диагностика детей с интеллектуальными нарушениями" (проект № 10-06-84607 а/У).
В 2012 году выиграла грант Российского гуманитарного научного фонда "Основной конкурс 2012 года" по теме: "Компьютерные игры как средство развития социального интеллекта детей с отклонениями в развитии" (проект № 12-06-00041).
С 2015 г. - доцент кафедры педагогики Башкирского государственного университета, участвует в профессиональной подготовке бакалавров по направлению "Специальное дефектологическое образование"
Преподаваемые дисциплины: "Психология лиц с умственной отсталостью", "Воспитание и обучение дошкольников с умственной отсталостью", "Обучение и воспитание обучающихся с умственной отсталостью", "Подготовка детей с умственной отсталостью к школе", "Надомное обучение", "Психолингвистика", "Формирование элементарных математических представлений", "Ознакомление с окружающим миром. Развитие речи", "Основы нейропсихологии" и др.
Сфера научных итересов: диагностика и коррекция познавательной деятельности лиц с нарушениями интеллектуального развития, нейропсихологическая диагностика лиц с нарушениями развития, патопсихологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, дифференциальная диагностика лиц с нарушениями развития, социальный интеллект, социально-личностное развитие детей с ОВЗ, компьютерные технологии в психолого-педагогической коррекции лиц с ОВЗ.
Основные публикации:
1. Фатихова Л.Ф. Методика формирования общеинтеллектуальных умений у дошкольников с нарушением интеллекта: учебно-методическое пособие. - Уфа: Вагант, 2007. – 260 с.
2. Иванова О.М., Фатихова Л.Ф. Словарная тетрадь. Методическое пособие. – Уфа: Изд-во Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2008. – 140 с.
3. Фатихова Л.Ф., Харисова А.А. Практикум по психодиагностике социального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Уфа: Изд-во Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2010. – 69 с.
4. Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями. - Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011. – 81 с.; 65 карт.
5. Фатихова Л.Ф. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие: В 2 кн. Книга 1. Старшая группа. - Уфа: Мир печати, 2011. – 228 с.
6. Фатихова Л.Ф. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие: В 2 кн. Книга 2. Подготовительная к школе группа. - Уфа: Мир печати, 2011. – 323 с.
7. Фатихова Л.Ф., Сайфутдиярова Е.Ф. Социально-личностное развитие учащихся с отклонениями в развитии: методическое пособие. - Уфа: ИЦ Уфимского филиала ФГБОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2013. – 87 с.; 133 карт+CD-диск.
8. Фатихова Л.Ф. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие: В 2 кн. Книга 1. Старшая группа. - Уфа: Мир печати, 2014. – 246 с.
9. Фатихова Л.Ф. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие: В 2 кн. Книга 2. Подготовительная к школе группа. - Уфа: Мир печати, 2015. – 256 с.
10. Фатихова Л.Ф. Дифференциальная диагностика наглядных форм мышления дошкольников с интеллектуальными нарушениями // Специальное образование. 2012. № 4. С. 72-80.
11. Фатихова Л. Ф. Диагностика и формирование способности дошкольников с задержкой психического развития к установлению причинно-следственной связи между событиями // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. № 4 (36). С. 34-41.
12. Фатихова Л. Ф., Сайфутдиярова Е.Ф. Характеристика социального интеллекта детей с различными отклонениями в развитии // Специальное образование. 2013. № 3. С. 87-97.
13. Фатихова Л.Ф. Методическое обеспечение процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольное воспитание. 2014. № 3.
14. Фатихова, Л.Ф. Использование игр с предметами при работе с гиперактивными детьми // Дошкольное воспитание. 2014. № 8. С. 94-98.
15. Фатихова Л.Ф., Сайфутдиярова Е.Ф. Компьютерные технологии как средство формирования социального интеллекта детей с отклонениями в развитии // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2014. № 2. С.115-125.
16. Фатихова Л.Ф., Сайфутдиярова Е.Ф. Детерминанты субъективной картины жизненного пути матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 8 (67). С.342-344.
17. Фатихова Л.Ф., Сайфутдиярова Е.Ф. Использование компьютерных игр в психокоррекционной работе по развитию социального интеллекта учащихся с отклонениями в развитии // В мире научных открытий. 2014. № 11 (1), с. 666-689.
18. Фатихова Л.Ф. Содержание работы по обучению конструированию дошкольников с нарушением интеллекта // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014. - № 9. – С. 46-53.
19. Fatikhova L.F., Saifutdiyarova E.F. (2015) Computer technology in the development of emotional intelligence of children with intellectual disabilities. Review of European Studies, 7 (1), pp. 130.
20. Баянова Л.Ф., Фатихова Л.Ф. Интерактивные формы обучения в преподавании истории психологии в вузе // Филология и культура. 2015. № 2 (40). С. 303-307.