Сотрудники кафедры педагогики

О кафедре | Сотрудники | Студентам | Аспирантам | Новости | Контактная информаци

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гаязов Альфис Суфиянович,  заведующий кафедрой педагогики, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, Президент Академии наук Республики Башкортостан.

В 1977 году окончил факультет русского языка и литературы Бирского государственного педагогического института. В 1977-78 годах работал освобожденным секретарем комитета ВЛКСМ института, в 1978-80 года служил в рядах Советской Армии, в 1980-83 годах работал младшим научным сотрудником проблемной лаборатории АПН СССР при институте. В 1986 году закончил аспирантуру при кафедре педагогики Челябинского государственного педагогического института и проработал в Бирском педагогическом институте старшим преподавателем, доцентом кафедры педагогики (1986-1987 гг.), деканом факультета (1987-1998 гг.). С января 1998 года – заведующий кафедрой педагогики Башкирского государственного педагогического университета, с 2000 года – директор Института педагогики.

С 2011 года – министр образования Республики Башкортостан.

С октября 2015 года – Президент Академии наук Республики Башкортостан.

Доктор педагогических наук (1996 г.), профессор (1997 г.), член-корреспондент РАО (2009 г.).

Отличник просвещения РСФСР (1989 г.), Заслуженный деятель науки Республики Башкортостан (2000 г.), Почетный работник высшего профессионального образования РФ (2006 г.), награжден медалью К.Д.Ушинского (2015 г.).

А.С.Гаязов является разработчиком Закона Республики Башкортостан «Об образовании в РБ, концептуальных аспектов Программ развития образования, концепций гражданско-правового воспитания подрастающих поколений. Под его руководством по проблеме в Республике Башкортостан проведено более 30 научно-практических конференций.

Сфера научных интересов: теория и методология модернизации федеральной, региональной и муниципальной систем образования и формирования гражданина в федеральном и этнонациональном пространстве через разнообразные виды деятельности. 

При содействии профессора А.С. Гаязова ежегодно проводятся научно-теоретические и научно-практические конференции, круглые столы, семинары по актуальным вопросам создания единого федерального и регионального образовательного пространства. 

Основные идеи, содержащиеся в публикациях А.С.Гаязова, активно внедряются в образовательный процесс Республик Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Мари-Эль, Челябинской, Курганской, Оренбургской областей и других регионов РФ.

Результаты исследований А.С.Гаязова находятся в русле модернизации образования, содействуют реализации Государственных образовательных стандартов.

Под руководством А.С.Гаязова подготовлены и защищены 6 докторских и 39 кандидатских диссертаций. Является членом диссертационного совета по защите докторских диссертаций при Башкирском педагогическом университете, активно сотрудничает с диссертационными советами других вузов (Казанский федеральный университет, Челябинский, Самарский, Екатеринбургский педуниверситеты). Как научный руководитель, А.С.Гаязов определяет перспективные направления научной деятельности соискателей и аспирантов.

В последние годы член-корреспондент РАО профессор А.С.Гаязов активно руководит грантами объемом более 25 млн. рублей, вовлекая в исследования до 70 исполнителей из различных вузов республики. (Проект № 2.2.1.1/6608 АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)»; ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы; «Урал, история, экономика, культура» ГНТП РБ (РГНФ).

Исследования А.С. Гаязова обеспечивают государственные интересы в сфере развития и модернизации образования, по своим масштабам могут быть сопоставимы с соответствующими зарубежными аналогами и в отдельных направлениях являются более выигрышными.

Основные публикации: 

Опубликованные монографии содержат методологию и теорию создания формирующего гражданина единого образовательного пространства: 1) Совершенствование правового поля образования: методология, теория, практика регионов: Монография. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2015. – 109 с.; Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. – Челябинск: ЧГПУ, 1995, 238 с.; Общество, государство: воспитание гражданина. – Уфа: БГПИ, 1998, 90 с.; Социализация личности гражданина в пространстве муниципального образования. – Уфа: БГУ, 2000, 197 с. (в соавторстве); Общество, государство: воспитание гражданина. – Изд. 2-е, доп. – Уфа: БГПУ, 2001, 117 с.; Образование и образованность гражданина в современном мире – М.: Наука, 2003, 258 с.; Европейское измерение в высшем педагогическом образовании: Уфа: ДПС, 2005, 187 с. (в соавторстве); Образование как пространство формирования личности гражданина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006, 192 с.; Семь проблем современного образования – Уфа: Вагант, 2008, 236 с.; Образовательная политика Российской Федерации и стратегии развития образования. – Сургут: Винчера, 2009, 304 с. (в соавт.); Лидирующая роль образования в обществе: Уфа: изд-во БГПУ, 2011, с. 152 с.; Этнообразовательное пространство и развитие современного образования. – М.: Дрофа, 2012, 168 с. Развитие этнообразовательного пространства и интернационализация современного образования. – М.: Академкнига, 2014, 166 с. и др.

В образовательном процессе вузов и школ используются 3 учебных пособия и 9 программ развития этнообразовательного пространства Республики Башкортостан. 

Ишембитова Зифа Гадельшиновна,  кандидат педагогических наук, доцент.

В 1982 году окончила Башкирский государственный университет по специальности «Географ. Преподаватель географии». Общий стаж работы - 40 лет, из них в БашГУ - 12 лет.

Читает курс «Педагогика» и руководит педагогической практикой студентов 4-5 курсов на факультете башкирской филологии и журналистики. Ведет специальный учебный курс «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы» для студентов 4-5 курсов специальности «Социальная работа» факультета философии и социологии.

С 2009 года является членом методического совета при Управлении образования администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, читает лекции преподавателям техникумов, учителям общеобразовательных школ города Уфы и РБ.

С 11 по 23 апреля 2011 года прошла краткосрочное обучение в Центре переподготовки повышения квалификации преподавателей ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» по программе «Инновационная воспитательная деятельность в профессиональном образовании» в объеме 72 часа.

Успешно сочетает методическую работу с научно-исследовательской деятельностью. За последние годы ею опубликованы учебные пособия «Теоретические основы профилактики девиантного поведения подростков» - Уфа, 2009; «Использование средств этнопедагогики в профилактике девиантного поведения подростков» - Уфа, 2009; «Использование средств этнопедагогики в профилактике девиантного поведения подростков» - Уфа, РИЦ БашГУ, 2013 [монография]. В целом имеет более 40 публикаций. Организовывает и проводит методические семинары и спецкурсы для учителей, классных руководителей по следующим темам: «Функции и основные направления деятельности классного руководителя в современной школе», «Семья как объект и субъект воспитания», «Совершенствование взаимодействия школы, семьи и правоохранительных органов, общественности по профилактике правонарушений несовершеннолетних», "Организация самостоятельной работы студентов в вузе"(2012г),  "Педагогическая практика студентов" (2013г).

Читает лекции на тему «Воспитательный потенциал народной педагогики в формировании личности ребенка» на курсах повышения квалификации и переподготовки педагогических работников (ИРО РБ).

Занимается обобщением и распространением передового педагогического опыта учителей Республики Башкортостан. Награды: Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2012 г.)

Разработаны ею авторские програмы и проекты по следующим темам: "Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних  (агрессия, конфликты, наркомания, правнонарушения)в условия реализации ФГОС", "Преподаватель высшей школы", "Управление образовательными системами в условиях перехода на новые образовательные стандарты". По этим программа  с 2010г. регулярно организуются курсы повышения квалификации учителей Республики Башкортостан. 

По реализации проекта "Школы будущего" создана лаборатория, где активное участие принимают студенты, аспиранты и творчески работающие учителя республики. Обобщением данного опыта является регулярно реализуемые Зифой Гадельшиновной круглые столы, тематические семинары, тренинги и деловые игры. 

Сфера научных интересов: воспитание, образование,обучение,формирование развития, педагогический процесс, педагогические технологии, разработка и внедрение инновационных методов, внедрение активных интерактивных методов обучения.

Основные публикации: 

1. Ишембитова З.Г. Использование средств этнопедагогики в профилактике девиантного поведения подростков: Монография. Уфа: Башкирский государственный университет. 2013. 124 с.

2. Ишембитова З.Г. Салимова Л.Х. Педагогическая практика студентов: учебное пособие. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2013. – 137 с.

3.  Ишембитова З.Г., Гиниятуллина А.Ш. Семейное воспитание в условиях глобализации общества: учебное пособие. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2014. – 108 с.

4. Ишембитова З.Г. Проблемы воспитания детей в семье в условиях глобализации общества // Вестник Башкирского университета. 2014. № 2 (19) С. 682-702.

5. Ишембитова З.Г., Гиниятуллина А.Ш. Мустай Карим о роли семьи в формировании личности // Вестник Башкирского университета . 2014. № 4 (19). С. 1594-1598.

6. Ишембитова З. Г., Гиниятуллина А. Ш. Некоторые теоретические подходы к формированию детско-родительских отношений в семье // Вестник ВЭГУ. 2015. № 2 (76). С. 44-52.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лукманова Винера Ханифовна, 1951 года рождения, образование высшее. В 1975 году окончила факультет иностранных языков Башкирского государственного педагогического института по специальности «Немецкий и английский языки», кандидат педагогических наук, доцент. Окончила очную аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию в 1984 году на кафедре общей педагогики Ленинградского государственного педагогического института им.А.И. Герцена. В 1990 году была избрана на должность доцента, в которой работает по настоящее время.

Стаж научно-педагогической работы 35 лет, в вузе 33 года. В университете работает с 1987 года.

Лукманова В.Х. ведет в университете следующие основные курсы: «Педагогика», «Педагогика и методика воспитательной работы» (лекции, семинарские, практические и лабораторные) занятия, читает спецкурс «Педагогические основы педагогической практики», осуществляет руководство педагогической практикой студентов на факультете математики и информационных технологий, курсовыми и дипломными работами. В своей педагогической деятельности использует современные образовательные технологии.

Винера Ханифовна руководит научными работами студентов; рецензирует и оппонирует диссертации в диссертационных советах; участвует в научно-практических конференциях. Успешно сочетает учебно-методическую работу с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, редактирует научные сборники. Имеет много публикаций по проблемам развития личности школьника.

В 1990 году Лукманова В.Х. награждена значком «Отличник образования Республики Башкортостан», а в 2002 году за заслуги в области образования награждена значком «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», ведет большую общественную работу. Выступает с лекциями перед населением, учителями, преподавателями ссузов и вузов. На протяжении многих лет является профоргом кафедры, членом профкома БашГУ.

Область научных интересов: образовательные системы, история и философия образования, формирование личности школьника, общая дидактика, интерактивные методы обучения, педагогика высшей школы.

Основные публикации:

 1. Лукманова В.Х., Салимова Л.Х. Общая дидактика: классика и современность [Электронный ресурс]: учеб. пособие. Уфа: Башкирский государственный университет. 2013.

2. Лукманова В.Х., Салимова Л.Х. Основы теории воспитания [Электронный ресурс]: учеб. пособие: - Уфа: Башкирский государственный университет. 2014.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Салимова Лилия Хазинуровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики БашГУ.

В 1992 году окончила с отличием Стерлитамакский государственный педагогический институт по специальности "История и педагогика". В 1996 г. закончила очную аспирантуру по педагогике в БГПУ им. М. Акмуллы. Общий педагогический стаж – 21 год, в БашГУ работает с 2006 года.

Ведёт занятия по педагогике и педагогическую практику на филологическом факультете, спецкурс «Развивающие педагогические технологии» на факультете романо-германской филологии.

Читает лекции для магистрантов первого года обучения по направлению подготовки «Философия» и «Социальная работа» по «Педагогике высшей школе» на факультете философия и социология.

Руководит детским подростковым клубом «Ромашка».

Проводит занятия среди девятиклассников по профильному обучению в школе №49 г.Уфы.

Область научных интересов: педагогика,теория обучения, теория воспитания, педагогические технологии, образовательные технологии

Основные публикации:

1. Ишембитова З.Г. Салимова Л.Х. Педагогическая практика студентов: учебное пособие. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2013. – 137 с.

2. Лукманова В.Х., Салимова Л.Х. Общая дидактика: классика и современность [Электронный ресурс]: учеб. пособие. Уфа: Башкирский государственный университет. 2013.

3. Лукманова В.Х., Салимова Л.Х. Основы теории воспитания [Электронный ресурс]: учеб. пособие: - Уфа: Башкирский государственный университет. 2014.

4. Салимова Л.Х. Сущность стилей педагогического общения в высшей школе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 19 (2). С. 211-215.

5. Салимова Л.Х. Формирование основ информационной культуры студентов // Среднее профессиональное образование. 2012. № 6. С. 30-33.

6. Канбекова Р.В., Салимова Л.Х. Метапредметный подход в формировании профессиональных качеств педагога // Наука и Мир. 2014. Т. 3. № 3 (7). С. 57-61.

7. Маджуга А.Г., Салимова Л.Х., Хамидуллин А.М. Феноменология синергетической культуры личности в контексте постнеклассической науки // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 9 (115). С. 73-81.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гаязова Гульшат Анифовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры педагогики БашГУ, Отличник образования Республики Башкорстан, Почетный работник высшего профессионального образования Республики Башкортостан.

В 1981 году окончила Башкирский государственный медицинский институт им. XV-летия ВЛКСМ по специальности «Лечебное дело», получив квалификацию «Врач-лечебник». С 1981 по 1993 гг. работала преподавателем невропатологии и психиатрии в Бирском медицинском училище, детским невропатологом в Бирской центральной районной больнице.

С 1993 по 1999 гг. – психиатр, зав. психиатрическим отделением Бирской ЦРБ. В 2000 году защитила диссертацию на соискание степени кандидата медицинских наук на тему: «Медико-социальные и психологические аспекты состояния здоровья населения пенсионного возраста на примере малого города».

С 2006 по 2014 гг. работала на кафедре специальной педагогики и психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

С 2014 г. - доцент кафедры педагогики Башкирского государственного университета. Является руководителем курсов профессиональной переподготовки по программам «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Сфера научных интересов: организация первичной профилактики нервно-психических расстройств Организация медико-социальной помощи населению пенсионного возраста и пути оптимизации управления их здоровьем.

Преподаваемые дисциплины: «Психопатология», «Невропатология», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения», «Психомоторное развитие в раннем онтогенезе и его нарушения».

Основные публикации:

1. Гаязова Г.А. Педагогические и медицинские аспекты предупреждения нарушений самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - № 6 (37). - С. 23-28.

2. Туктарова Р.И., Гаязова Г.А., Султанова Р.М. Организация коррекционно-педагогической деятельности специалиста-дефектолога с семьей: учебно-методическое пособие. - Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2012. - 172 с.

3. Гаязова Г.А. Особенности профессиональной подготовки бакалавров, работающих в системе обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики Альманах Казанского федерального университета. Под ред. А.И. Ахметзяновой. Казань, 2013. С. 35-38.

4. Гаязова Г.А., Султанова Р.М., Шавалиева И.Ш.  Особенности сенсорного развития дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед. 2014. № 2. С. 96-102.

5. Гаязова Г.А., Султанова Р.М., Шавалиева И.Ш.  Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития //  Общество. 2014. - № 2 (2). - С. 26-30.

6. Рыбакова Е.В., Рыбаков Д.Г., Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Резяпов Р.А. Коррелирующие позиции информационного развития социума и нейропсихического состояния подрастающих поколений // Образование: традиции и инновации Материалы VIII международной научно-практической конференции. Прага, Чешская республика, 2015. С. 446-448.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Султанова Роза Миниахметовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики БашГУ, Отличник образования Республики Башкорстан, награждена Почетной грамотой МИнистерства образования и науки Российской Федерации (2015 г.).

В 2000 г. окончила Московский государственный открытый педагогический университет им. М. Шолохова, получив специальность «Специальная психология». В 2005 году защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Формирование профессиональной компетентности будущего учителя-логопеда в учебно-педагогической, производственной практики повышенного уровня».  

В 2006 г. присвоено звание доцента по кафедре специальной педагогики и психологии.

С 2001 по 2014 гг. работала в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы.

С 2014 г. работает на кафедре педагогики Башкирского государственного университета, участвует в профессиональной подготовке бакалавров по направлению "Специальное дефектологическое образование", является руководителем курсов профессиональной переподготовки по программам "Логопедия", "Олигофренопедагогика", "Специальная психология".

 Преподаваемые дисциплины: «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Семейное воспитание детей с ОВЗ», «Профессиональная этика» и др.

 Сфера: научных интересов: компетентностный подход к профессиональной подготовке педагогов-дефектологов. В рамках организации научной работы студентов принимает участие в проведении ежегодных научно-практических конференций. В 2008 году присвоено звание «Отличник образования Республики Башкортостан».

Основные публикации:

1. Султанова Р.М., Хакимов Э.Р. Формирование профессиональной компетентности специалистов социальной сферы на этапе обучения в вузе: монография. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. - 87 с.

2. Аслаева Р.Г., Туктарова Р.И., Султанова Р.М. Формирование профессиональных навыков будущих учителей-логопедов в период прохождения практики. Серия «Учись быть логопедом». Выпуск № 1: учебное пособие. - Уфа: Изд-во МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. - 82 с.

3. Аслаева Р.Г., Митяева В.Г., Туктарова Р.И., Султанова Р.М. Подготовка будущего учителя-логопеда к коррекционно-педагогической деятельности. Серия «Учись быть логопедом» Выпуск № 2: учебно-методическое пособие. - Уфа: Изд-во МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. - 82 с.

4. Туктарова Р.И., Султанова Р.М. Педагогическая теория в деятельности будущего учителя-логопеда (тестовые контрольные задания определения уровня готовности студентов для прохождения производственной практики). Серия «Учись быть логопедом»: Выпуск № 3. - Уфа: Изд-во МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. - 79 с.

5. Туктарова Р.М., Митяева В.Г., Шленкина Л.К., Султанова Р.М. Подготовка будущего учителя-логопеда к коррекционно-педагогической деятельности: учебно-методическое пособие. - ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. - 180 с.

6. Туктарова Р.И., Гаязова Г.А., Султанова Р.М. Организация коррекционно-педагогической деятельности специалиста-дефектолога с семьей: учебно-методическое пособие. - Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2012. - 172 с.

7. Гаязова Г.А., Султанова Р.М., Шавалиева И.Ш.  Особенности сенсорного развития дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед. 2014. № 2. С. 96-102.

8. Гаязова Г.А., Султанова Р.М., Шавалиева И.Ш.  Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития //  Общество. 2014. - № 2 (2). - С. 26-30.

9. Рыбакова Е.В., Рыбаков Д.Г., Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Резяпов Р.А. Коррелирующие позиции информационного развития социума и нейропсихического состояния подрастающих поколений // Образование: традиции и инновации Материалы VIII международной научно-практической конференции. Прага, Чешская республика, 2015. С. 446-448.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Шавалиева Индира Шайхразиевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики БашГУ, Отличник образования Республики Башкорстан.

В 1995 году с окончила Бирский государственный педагогический институт по специальности «Дошкольная педагогика и психология», получив квалификацию «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии. Воспитатель».

С 1995 по 2001 гг. работала ассистентом кафедры психологии и преподавателем кафедры возрастной психологии Бирского государственного педагогического института.

С 1998-2002гг. - аспирант Ленинградского государственного областного университета им. А.С.Пушкина.

В 2002 году защитила диссертацию на соискание степени кандидата психологических наук на тему: «Особенности профессионально-значимых качеств личности студентов с разным уровнем удовлетворенности избранной педагогической специальностью».

С 2001 по 2014 гг. работала на кафедре специальной педагогики и психологии Башкирского государственного педагогического университетаим. М.Акмуллы.

С 2014 г. - доцент кафдеры педагогики БашГУ.

 Преподаваемые дисциплины: "Психология", "Психолого-педагогическая диагностика".

Сфера научных интересов: профессиональное самоопределение будущих педагогов, удовлетворенность избранной профессией, ценностные ориентации, профессиональная направленность лиц с ограниченными возможностями здоровья

Основные публикации: 

1. Шафикова Г.Р., Янгирова А.А., Гаранькова И.Ю., Шавалиева И.Ш. Общая психология: Программа и методические указания к практическим занятиям. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. 

2. Иванченко Т.П., Кроповницкий О.В., Шавалиева И.Ш. Социальная психология: Программа и методические рекомендации. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2005. – 100 с.

3. Иванченко Т.П., Шавалиева И.Ш. Конфликтология: Учебно-методический комплекс. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2005. – 92 с.

4. Гаязова Г.А., Султанова Р.М., Шавалиева И.Ш. Сопровождение родителей в условиях специального дошкольного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование: Материалы IX Международной научной конференции. Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. Санкт-Петербург. 2013. С. 73-76.

 5. Гаязова Г.А., Султанова Р.М., Шавалиева И.Ш.  Особенности сенсорного развития дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед. 2014. № 2. С. 96-102.