Сотрудники кафедры общей психологии

Галяутдинова Светлана Ишбулдиновна
Декан факультета психологии, заведующая кафедрой общей психологии, кандидат психологических наук, доцент.
Окончила факультет психологии Ленинградского государственного университета по специальности «Психология», присвоена квалификация «Психолог». Обучалась в аспирантуре кафедры психологии ЛГПИ им. А.И. Герцена (ныне Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена). В 1983 г. успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук на тему «Соотношение когнитивного и эмоционального в процессе развития нравственных убеждений младших школьников» по специальности 19.00.07 – Педагогическая, детская и возрастная психология.
Заслуженный работник образования РБ, Отличник просвещения РСФСР, отличник народного образования РБ, награждена медалью им. А.С. Макаренко. 
Общий стаж работы - 45 лет, педагогический стаж и стаж работы по специальности - 40 лет.
Преподаваемые дисциплины: «Общая психология».
Прошла повышение квалификации в 2014 году в Уэльском государственном университете Глиндор (Великобритания).
Является руководителем Башкортостанского отделения РПО, член Координационного совета РПО.
Имеет более 200 публикаций.

Алгушаева Венера Рафкатовна
Заместитель декана факультета психологии по учебной работе, доцент кафедры общей психологии, кандидат педагогических наук.
Окончила факультет иностранных языков Башкирского государственного педагогического института по специальности «Немецкий, английский язык» присвоена квалификация «Учитель немецкого и английского языков» в 1981 г. Обучалась в аспирантуре в период с 1995-1996 на кафедре «Педагогика и психология начального образования» Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (г. Санкт-Петербург). В 1997 г. успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему исследования «Формирование у младших школьников умения оценивать учебную деятельность» по специальности 13.00.01 - Общая педагогика.
Удостоена почетной грамотой Министерства образования РБ в 2007 г., почетной грамотой Министерства образования и науки РФ в 2012 г.
Общий стаж работы – 35 лет, педагогический стаж работы – 30 лет. Преподаваемые дисциплинцы – «Педагогическая психология» и «Общая психология» на непрофильных факультетах.
Прошла повышение квалификации:
- по программе Open World (направление Образование) в США (2003 г.);
- в Уэлльском государственном университете Glyndwr (Великобритания) в 2013-2014 гг.;
- на базах Российского университета дружбы народов в 2003 г., Российской академии государственной службы 2005 г., Башкирского государственного университета в 2013-2015 гг.
Сфера научных интересов: история образования, педагогическая психология, психология религии.
Основные публикации (за последние три года):
1. Алгушаева В.Р. Роль самооценки в учебной деятельности школьников.//  Актуальные вопросы физиологии, психофизиологии и психологии: сб.научных статей Всероссийской заочной научно-практической конференции. – Уфа: РИЦ БашИФК, 2013, стр. 63-67. (сборник ISBN 978-5-91721-028-5)
2. Алгушаева В.Р. Учебная деятельность как условие формирования самообразовательной культуры школьника// Сб.научных статей IV Международной научно-практической конференции на основе интернет-форума “Психологическое сопровождение образования: теория и практика» - Йошкар-Ола, Межрегиональный открытый социальный институт, 2013, стр.55 – 60. (сборник зарегистрирован в РИНЦ и опубликован на сайте в eLIBRARY.ru)
3. Алгушаева В.Р. Практические аспекты формирования учебной деятельности младших школьников. // Инновационное развитие современной науки: Сб. статей Международной научно-практической конференции -31 января 2014 г., г.Уфа, РИЦ БашГУ, 2014 г., стр.6 – 10. (сборник ISBN 978-5-7477-3464-7)
4. Алгушаева В.Р. Формирование у младших школьников умения оценивать учебную деятельность// Сб. тезисов Международной научной конференции «Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы» г. Москва, МГУ, 6-8 февраля  2014 г., стр. 50-53 (сборник зарегистрирован в РИНЦ и опубликован на сайте в eLIBRARY.ru)
5. Алгушаева В.Р. Формирование и развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности.// Материалы V Международной научно-практической конференции «Образование: традиции и инновации» (22 апреля 2014 года) – Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2014 г., стр. 25 – 28 (сборник зарегистрирован в РИНЦ и опубликован на сайте в eLIBRARY.ru)
6. Алгушаева В.Р. Технологические подходы к развитию младшего школьника как субъекта учебной деятельности // Материалы Всероссийского научно-практического семинара «Актуальные проблемы педагогической психологии в условиях модернизации российского образования», БГПИ им.М.Акмуллы (23 декабря 2014 года), стр. 39-43 – Уфа, 2014г.
7. Algushayeva V. Training of skill of junior pupils to evaluate the learning // Наука и мир/ Международный научный журнал, №4 (20), 2015, том 2 стр.45-46, Волгоград, 2015
8. Галяутдинова С.И., Алгушаева В.Р. Психологические проблемы молодежи как причина ухода в религиозный радикализмМатериалыVIII Международной научно-практической конференции «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века», Уфа, 22-23 октября 2015 года (в печати, план - декабрь)
 

Абдуллина Мунира Акрамовна
Кандидат педагогических наук, доцент
Высшее профессиональное образование
Общий стаж работы – с 1973 года, 41 год
Стаж работы по специальности – с 2000 года, 14 лет

Асафьева Наталья Валерьевна
Доцент кафедры общей психологии, кандидат психологических наук.
Окончила БГПИ, факультет дошкольной педагогики и психологии по специальности: «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии в педучилище. Воспитатель". Обучалась в аспирантуре кафедры психологии ЛГПИ им. А.И.Герцена.
Стаж работы – с 1993 года, 21 год
Стаж работы по специальности – 20 лет

Ахмадеева Елена Владимировна 
Старший преподаватель кафедры общей психологии.
Имеет два высших образования, экономическое и психологическое. Второе получила в Башкирском государственном университете по специальности «Психология», присвоена квалификация «Психолог. Преподаватель психологии» в 2009 году. Обучалась в аспирантуре кафедры общей психологии Башкирского государственного университета по специальности «Психофизиология» в период с 2011 по 2015.
Общий стаж работы – 15 лет, научно-педагогический стаж работы – 5 лет.
Преподаваемые дисциплины:  теоретические («Общая психология», «Психология безопасности», «Экономическая психология», «Психология понимания») и практико-ориентированные («Социально-психологический тренинг», «Психология кадрового менеджмента», «Методика преподавания психологии», «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования»). Руководит курсовыми, выпускными квалификационными работами и педпрактикой.
Является наблюдательным членом Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги с марта 2016 года.
Прошла повышение квалификации в 2012 году в Институте практической психологии «ИМАТОН»  (Санкт-Петербург); в 2015 году семинар-тренинг по программе «Работа с семейной историей. Метод генограммы. Работа с фотографиями» (Ростов-на-Дону); в 2015 году  в Башкирском государственном университете курсы повышения квалификации по программам «Применение информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе вуза», «Современные технологии обучения в высшей школе: методика и практика». 
Сфера научных интересов: психология безопасности, психологическая безопасность семейных отношений, психология понимания, психология Интернета, разработка и проведение социально-психологических тренингов.
За 2011-2015 опубликовала более 45 научных работ, из которых 2 статьи в мировом научном журнале, индексируемом в базе данных Scopus; 8 статей в научных журналах, входящих в перечень ВАК; 4 методических рекомендаций для студентов; 1 учебное пособие. Опубликовала научные статьи в соавторстве со студентами. Участвовала во  Всероссийских и  в Международных научно-практических конференциях, а также в работе V Съезда Российского психологического общества (г. Москва) и в VI Саммите психологов «Технологии успеха» (г. Санкт-Петербург).
Основные публикации:
1.Ахмадеева Е.В. Мотивы выбора современной молодежью «гражданских» браков // Сборник V съезда Российского психологического общества  / ред. кол. Ю. П. Зинченко, А. Л. Журавлев и др. М., 2012. Т. 3. С. 126-127.
2. Ахмадеева Е.В. Супружеская измена как сексуальная аддикция // Казанская наука. 2012. № 4. С. 346-349.
3. Ахмадеева Е.В. Исследование склонности к сексуальной зависимости пользователей Рунета // Казанская наука.  2012. № 8. С. 127-130.
4. Галяутдинова С.И., Ахмадеева Е.В. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями // Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18. № 1. С. 232-235.
5. Ахмадеева Е.В. Motives for Choosing «Civil» Marriages by Modern Young People // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. V. 86. P. 339–343 / V Congress of the Russian Psychological Society 14-18 February (Moscow).
6. Ахмадеева Е.В., Галяутдинова С.И. Понимание как предмет психологического исследования в отечественной и зарубежной психологии // Материалы Всероссийской научной конференции «Человек, субъект, личность в современной психологии» (к 80-летию А.В. Брушлинского), 10-11 октября 2013. Институт психологии РАН / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. Москва, 2013. Т.2. С. 317-320.
7. Галяутдинова С.И., Ахмадеева Е.В. Понимание супружеской измены пользователями интернет-пространства // Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18. № 3. С. 903-907.
8. Galyautdinova S.I., Akhmadeeva E.V. Тhe conscious choice of profession as a condition of the individual’s psychological safety. // Institute of Work Psychology International Conference 2014, Sheffield, UK. 23-24.06.2014. http://iwpconference.group.shef.ac.uk/programme/.
9. Ахмадеева Е.В. Виртуальное пространство как угроза психологической безопасности семьи // Вестник Башкирского университета. 2014. Т.19. № 1. С. 242-247.
10. Галяутдинова С.И., Ахмадеева Е.В. Понимание семейных ценностей и психологической безопасности семьи молодежью, пользователями Рунета // Вестник ВЭГУ. 2014. № 4. С. 20-26.
11. Ахмадеева Е.В., Галяутдинова С.И. Понимание супружеской измены в семьях, принадлежащих к разным этносам // Российский гуманитарный журнал. СПб. 2014. Т.3. С. 290-296.
12. Галяутдинова С.И., Ахмадеева Е.В., Гумерова Р.Б. Проблемы понимания ценностей и психологической безопасности семьи. Монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014 – 154 с.
13. Svetlana Galyautdinova, Elena Akhmadeeva. Adultery understanding as a psychological problem by the representatives of different ethnic groups  // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Р. 597-600 / 6th World Conference on Psychology, Counseling and Guidance (WCPCG-2015). Antalya, Turkey 14 - 16 May 2015.
14. Ахмадеева Е.В. Семейные ценности современной молодежи как условие психологической безопасности семьи. Сборник. «Актуальные проблемы психологии». Уфа: РИЦ «БашГУ». 2015. С. 9-14.
15. Ахмадеева Е.В. Понимание одиночества как угрозы психологической безопасности семьи.  Сборник тезисов «Психологические проблемы современной семьи» / под редакцией Карабановой О.А.,Захаровой Е.И.,Чурбановой С.М., Васягиной Н.Н. Москва-Звенигород, 2015. VI международная научная конференция «Психологические проблемы современной семьи». Москва, 30 сентября – 3 октября 2015 года.http://psyjournals.ru/files/77705/sbornik_psychologicheskie_problemi_semji_sekcia_1.pdf С. 23-36.
16. Галяутдинова С.И., Ахмадеева Е.В. Подготовка к семейной жизни современной молодежи в условиях проекта «Школа семейного искусства» // Вестник башкирского университета. 2015. Т. 20. № 3. С. 1109-1113.
17. Галяутдинова С.И., Ахмадеева Е.В. Attitude towards virtual sex among Runet users. Advanced Studies in Science. London. 2015. V. 4.  Р. 119-127.

 

Гиниятова Зульфия Мухтаровна 
Доцент кафедры общей психологии, кандидат педагогических наук, доцент.
Окончила педагогический факультет Башкирского государственного педагогического института (Сибайский филиал) по специальности «Педагогика и методика начального обучения», присвоена квалификация «Учитель начальных классов» в 1994 г. Обучалась в очной аспирантуре кафедры педагогики БГПУ им. М. Акмуллы в период с 2001 по 2004 гг. Успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме исследования: «Формирование профессиональной компетентности социального педагога в образовательном процессе высшей школы» по специальности 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования.
Награждена медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года».
Общий стаж работы – 22 года, педагогический стаж работы – 22 года
Преподаваемые дисциплины: «Психология», «Основы социальной работы», «Основы психосоциальной работы»,   «Теоретические основы коррекционно-развивающего и восстановительного обучения», «Практикум по коррекционно-развивающему и восстановительному обучению».
Прошла повышение квалификации в 2010 году в БГПУ им. М. Акмуллы; в 2016 году в РМАПО кафедра психотерапии и сексологии, г. Москва.
Сфера научных интересов: компетентностный подход в образовании, формирование профессиональная компетентность педагога, профессиональная компетентность психолога.
Общее число публикаций – 50.
Основные публикации:
1. Махмутова З.М. Педагогическая практика студентов I – III курсов: Метод. рекомендации для студентов, методистов педагогической практики и работников школ. – Сибай: СИ БГУ, 2001. – 33с.
2. Махмутова З.М. Основы профориентологии: Программа и метод. рекомендации. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2003. – 92с.
3. Махмутова З.М. Профессиональная компетентность социального педагога: Программа и метод. рекомендации курса по выбору для студентов социально-гуманитарного факультета. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. – 24с.
4. Махмутова З.М. Сборник задач по социальной педагогике: учебно-практическое пособие. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2005. – 40с.
5. Махмутова З.М. Дисциплины предметной подготовки по специальности 031300 «Социальная педагогика»: Основы профориентологии: Учеб. программы и методические рекомендации для студентов заочной и дистанционной форм обучения / под ред. Г.И. Гайсиной. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2006. – С. 6-33.
6. Махмутова З.М. Словарь новых профессий: для студентов социально-гуманитарного факультета. – Уфа: Вагант, 2007. – 30с.
7. Махмутова З.М. Диагностический инструментарий по профориентации учащейся молодежи: учебно-методическое пособие для социальных педагогов и психологов. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. – 78с. Гриф МО РБ
8. Махмутова З.М. Формирование профессиональной компетентности социального педагога: монография / науч. консультант Р.М. Асадуллин. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. – 136с.
9. Гиниятова З.М., Галяутдинова С.И.Психосоциальная работа: учебное пособие. – Уфа: Изд-во БашГУ, 2012. – 178 с.
10. Гиниятова З. М. Структурные компоненты профессиональной компетентности социального педагога [Текст] / З. М. Гиниятова // Педагогика высшей школы. – 2015. – №3. – С. 66-68.
11. Гиниятова З.М. Особенности формирования профессиональной компетентности социального педагога // Апробация. – 2015. - № 9 (36). С. 34-35.
12. Реализация компетентностного подхода в высшей школе: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 320 с.
13. Гиниятова З.М. Компетентностный подход как условие качества подготовки педагога-психолога // Научная дискуссия: инновации в современном мире. Сб. ст. по материалам XLV междунар. науч.-практ. конф. – № 1 (44). Часть II. – М., Изд. «Интернаука», 2016. – C. 105-108.
Является руководителем курсов профессиональной переподготовки по программе «Педагог раннего развития».

Голубина Наталья Васильевна
Ассистент кафедры общей психологии
Окончила ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», в 2015 по направлению «Психология», присвоена ученая степень «Магистр психологии» по программе «Клиническая психология».
Общий стаж работы – 25 лет, педагогический стаж работы – 25 лет, стаж работы по специальности – 22 года.
Преподаваемые дисциплины: «Психология труда, инженерная психология и эргономика», «Педагогическая психология», «Менеджмент в образовании», «Организация психологической службы в образовании», «Организация психологической службы», «Психологическое обеспечение служебной деятельности», «Психология», «Психология управления», «Проблемы экологии», «Психологические проблемы профессионального выгорания», «Психология социальных меньшинств и субкультур», «Социальная психология».
Является членом Российского психологического общества с 2002 г. и сообщества христианских психологов с 2010 г.
В 2008-2009 учебном году прошла плановую стажировку в ГОУ ВПО «БГМУ» Институт последипломного образования с целью повышения квалификации по ТУ «Клиническая нейрофизиологии» с курсом функциональной диагностики (216 часов)
В 2014-2015 учебном году получила удостоверение о повышении квалификации  по программе «Реализация электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в вузе. Работа в среде Moodle».
Сфера научных интересов: социальная психология, психология личности, психофизиология.
Общее число публикаций – более 40 работ.
Основные публикации:
1. Голубина Н.В. и соавт. Психофизиологические маркеры индивидуальных различий интеллекта: ABC – когнитивные типы/ Третий Съезд РПО. СПб, 2003.
2. Resonant Psycholinguistics: Individuality and Politics (Oral Presentation). - XXVIII International Congress of Psychology. - Beijing, China, 2004. - P. 338. (Co-Authors).
3. Голубина Н.В., Аминев Г.А., и соавт. Сила-слабость нервной системы: клеточные технологии диагностики и управления/ Международная научно-практическая конференция: «Развитие научного наследия Бориса Михайловича Теплова в отечественной и мировой науке (к 110-летию со дня рождения)». Москва: Психологический институт Российской Академии образования, 15-16 ноября 2006. - с. 34-39
4. Голубина Н.В. АВС - когнитивные типы дисфункциональных убеждений в структуре индивидуальности/ Сборник Всероссийской конференции «Активность. Индивидуальность. Субъект» (к 110-летию со дня рождения В.С. Мерлина) 3-4 октября, ГОУ ВПО «ПГПУ». – Пермь, 2008.
5. Голубина Н.В. АВС - когнитивные типы дисфункциональных убеждений: нейрофизиологические предикторы/ Методология комплексного человекознания и современная психология /Отв. Ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. – М.: «Институт психологии РАН», 2008. – с. 491-495.
 

Давтян Валентина Гарниковна
Ассистент кафедры общей психологии.
Окончила с отличием факультет психологии Башкирского государственного университета по специальности «Психолог. Преподаватель психологии» в 2008 г. Является аспирантом 1 года заочной формы обучения факультета психологии Башкирского государственного университета.
Общий стаж работы - 8 лет, педагогический стаж работы – 8 лет, стаж работы по специальности – 8 лет.
Преподаваемые дисциплины: «Введение в профессию», «Психологический портрет политика», «Психология рекламы».
Прошла повышение квалификации в 2014 году в Уэльском государственном университете Глиндор (Великобритания).
Сфера научных интересов: профессиональное становления личности студентов психологов, формирование толерантности в структуре личности студентов психологов. Имеет 12 публикаций из них 5 трудов в изданиях, индексируемых в РИНЦ. Является председателям профбюро факультета психологии, ведет кураторскую деятельность.

Емалетдинов Булат Маратович
Доцент кафедры общей психологии, кандидат философских наук.
Окончил в 1979 г. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова по специальности «Психология» (специализация – «Клиническая психология»), в 1987 г. окончил Башкирский государственный университет по специальности «Правоведение» (специализация – «Государственное право»). Проходил обучение в аспирантуре по межфакультетской кафедре психологии Башкирского государственного университета им. М. Акмуллы (2005-2007 гг.). В 2008 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук на тему «Смысл жизни человека как социо-культурный феномен» по специальности 09.00.11 - Социальная философия.
Общий трудовой стаж – 40 лет, педагогический стаж – 21 год, стаж работы по специальности – 9 лет.
Преподаваемые учебные дисциплины в БашГУ на факультете психологии: «Психология личности», «Юридическая психология», «Теории мотивации», «Военная психология», «Расстройства личности», «Политическая психология», «Пенитенциарная психология», «Психология отклоняющегося поведения», «Социальная психология реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание», «Расстройства самосознания у психически больных»; на факультете романо-германской филологии БашГУ: «Общая психология».
Член Башкирского отделения Российского философского общества с 2010 г.
Проходил стажировку в рамках повышения квалификации в 2000 г. на кафедре клинической психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Сфера научных интересов: проблема аномалий личности и сознания, критерии научности знаний, социальный и психический инфантилизм, этиология девиантного поведения, экзистенциальные проблемы человека.
Общее число публикаций – 60, основные из них:
1. Емалетдинов Б.М. Расстройства личности: Спецкурс по клинической психологии / Учебное пособие. В 2-х кн. – Уфа: Башкирский институт развития образования, 2005. – 362 с. (в соавторстве);
2. Емалетдинов Б.М. Проблема любви в социальной философии и психологии: Монография. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. – 348 с.;
3. Емалетдинов Б.М. Проблемы безбрачия и распада семей: Препринт. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. – 44 с.;
4. Емалетдинов Б.М. Психология личности: курс лекций. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. – 286 с.

 

Мочалов Сергей Михайлович
Профессор кафедры общей психологии, доктор философских наук, профессор.
Окончил Башкирский государственный медицинский институт, присвоена квалификация «Врач-лечебник» в 1963 г. Прошел обучение в очной аспирантуре под руководством представителя школы И.П. Павлова проф. В.В. Петровского. В 1968 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук  на тему «О действии некоторых сердечных средств на тонус вен» по специальности 14.00.17 - «Нормальная физиология». В 2007 г. защитил диссертацию на соискание доктора философских наук на тему «Чувственные познания и восприятие реальности окружающего мира» по специальности 09.00.01 «Онтология и теория познания». В 2003 за успешную многолетнюю работу награждён Почетной грамотой Минобразования Р.Ф.
Общий стаж работы – 53 года, педагогический стаж и по специальности стаж работы – 50 лет.
Преподаваемая дисциплина: «Понимание философии и психологии».
Является членом Башкирского филиала Всероссийкого общества физиологов им. ИП. Павлова с 1963 года.
Прошел повышение психолого-педагогического уровня преподавателей высшей школы на базе Московской Академии Информации (уфимский филиал).
Сфера научных интересов: философия – теория познания, когнитивная психология.
Имеет более 300 публикаций.
Основные публикации:
1.  Мочалов С.М. Установка в изложении научных и исторических фактов и в их интерпретации // Актуальные вопросы физиологии, психофизиологии и психологии. - Уфа, 2011. -С. 69-75.
2. Мочалов С.М. Чувственное познание и восприятие реальности окружающей действительности: монография. -Уфа: РИЦ БашГУ, 2006-192 с.
3. Бакирова, З.А. Последствия нарушений психоэмоциональной сферы человека /З.А. БакироваС.М. Мочалов,П.А. Куксо // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. -2010. -Т. 12. -№ 3 (2). -С. 382-385.   
4. Мочалов С.М. Установка в изложении научных и исторических фактов и в их интерпретации.//Актуальные вопросы физиологии, психофизиологии и психологии. -Уфа, 2011. -С. 69-75.

Муфтахова Фильза Саубановна
Заместитель декана по воспитательной работе, доцент кафедры общей психологии, кандидат философских наук.
Окончила Башкирский государственный университет  по специальности «Юриспруденция» и факультет психологии по специальности «Психология», присвоена квалификация «Психолог. Преподаватель психологии».
Обучалась в аспирантуре на кафедре «Онтология и теория познания» факультета философии и социологии Башкирского государственного университета в период с 2002 по 2005 гг. В 2006 г. успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук.
Награждена почетной грамотой Общероссийского профсоюза образования (2015 г.).
Общий стаж - 30 лет, педагогический стаж работы - 17 лет, стаж работы по специальности - 17 лет
Преподаваемые дисциплины: «Защита прав человека», «Защита прав ребенка», «Проблемы противодействия терроризму и экстремизму», «Социально-психологические основы терроризма», «Этнопсихология», «Этнокультурные аспекты психологического развития», «Общая психология».
Член Башкирского отделения Российского философского общества с 2006 г.
Прошла следующие курсы повышения квалификации:
- в 2014 г. на базе Башкирского государственного университета по программе «Основы речевого общения на иностранных языках» (английский язык).
- в 2014 г. на базе Башкирского государственного университета по программе «Реализация электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в вузе. Работа в среде Moodle».
- в 2015 г. на базе Башкирского государственного университета по программе «Противодействие коррупции»
Область научных интересов: психология безопасности, психология.
Имеет более 60 публикаций. 

Нурмухаметова Ирина Фасхутовна
Доцент кафедры общей психологии, кандидат психологических наук.
Окончила БГПИ, факультет педагогики и методики начального обучения по специальности «Начальное образование». Отличник народного образования РБ.
Общий стаж работы – с 1987 года, 29 лет.
Стаж работы по специальности – 16 лет.
Преподаваемые дисциплины: Психология развития и возрастная психология, Психология труда и инженерная психология, Психологические проблемы профессионального выгорания, Методы профессионального отбора.

Нурмухаметов Эрнест Альбертович
Старший преподаватель кафедры общей психологии, кандидат психологических наук.
Окончил Башкирский государственный университет в 2011 г. по специальности «Психология», присвоена квалификация «Психолог. Преподаватель психологии».
В период с 2011 по 2014 гг. прошел обучение в очной аспирантуре Московского городского психолого-педагогического университета, на факультете социальной психологии кафедры социальной психологии развития. В 2015 г. успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук на тему «Освоение нормативной ситуации в подростковом возрасте» по специальности 19.00.13 – Психология развития, акмеология.
Общий стаж работы – 4 года, педагогический стаж работы – 4 года, стаж по специальности 4 года.
Преподаваемые дисциплины: «Психология спорта», «Психология мегаполиса», «Психогенетика», «Работа психолога по формированию морально-психологического климата личного состава», «Психология общения и переговоров».
Состоит в научном сообществе «Профессиональная Психотерапевтическая Лига» с 2016 года.
Сфера научных интересов: социальная психология и психология развития.
Имеет более 25 публикаций.
 

   

Сафронова Елена Васильевна
Старший преподаватель кафедры общей психологии.
В 1988 г. окончила Уфимское училище искусств (фортепианное отделение), присвоена квалификация «Преподаватель по классу фортепиано». В 1993 г. окончила факультет педагогики и психологии (дошкольной) Башкирского государственного педагогического института, по специальности «Психология», присвоена квалификация «Преподаватель психологии и педагогики». С 1999 по 2002 гг. обучалась в аспирантуре Башкирского государственного университета на факультете психологии. В 2015 г. получила ученую степень магистра психологии по программе «Клиническая психология».
Общий стаж работы – более 25 лет, стаж работы по специальности – 13 лет.
Преподаваемые дисциплины: «Социальная психология», «Психологические аспекты служенбного этикета»; «Организация психологической службы в силовых структурах», «Социально-психологический тренинг», «Тренинг личностного роста», «Психология общения с практикумом», «Психология социальных групп с практикумом», «Психология».
Является наблюдательным членом Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги с 2016 года.
Получила удостоверения повышения квалификации по следующим программам: «Основы речевого общения на иностранном языке» (март – май 2014 г., г.Уфа); «Психокоррекция нарушений пищевого поведения» (март – апрель 2014 г. 3 ступени , г. Москва); «Созависимость и психологическая зависимость как следствие травм детства» (апрель 2014 г., г. Москва); «Бизнес –коучинг. Как сделать бизнес прибыльным и успешным» (24-25 января 2015 г., г. Москва); «Коррекция безлюбовного сценария, психотерапия любовной и сексуальной зависимости» (07-09 марта 2015 г., г. Москва); «Психотерапия в лечении психосоматических расстройств» (24.12.2015 – 11.01.2016 г. Екатеринбург).
Имеет более 40 публикаций.
Основные публикации:
1. Сафронов В.П., Сафронова Е.В. Формирование профессиональной культуры студентов в процессе преподавания юридической психологии и конфликтологии /Правовая культура в эпоху глобализации. - Уфа:УЮИ МВД РФ, 2010. - 163с.
2. Сафронов В.П., Сафронова Е.В. Психологические аспекты преступлений против личности /Актуальные проблемы права и государства в ХХ1 веке: Материалы 11 Международной научно-практической конференции. - Уфа: УЮИ МВД РФ. - 2010. 229 с.
3. Сафронова Е.В. Методы саморегуляции психического состояния как одно из средств профилактики психологического здоровья / Личность в развивающемся образовательном пространстве: Материалы Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИЦ БашГУ, - 2010. - 220 с.
4. Сафронов В.П., Сафронова Е.В. Наше видение проблемы саморазвития (приглашаем к дискуссии) / Личность в развивающемся образовательном пространстве: Материалы Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИЦ БашГУ, - 2010. - 220 с.
5. Сафронов В.П., Сафронова Е.В. Формирование индивидуального правосознания в процессе преподавания психологических дисциплин /Актуальные проблемы права и государства в ХХI веке: Материалы III Международной научно-практической конференции. Уфа: УЮИ МВД РФ. – 2011. - С. 196-197.
6. Сафронов В.П., Сафронова Е.В. Актуальность осознание личностью своих прав и свобод / Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Уфа: УЮИ МВД РФ. - 2011. С. 66 – 68.
7. Сафронова Е.В. Методы саморегуляции психических состояний в профилактике стрессов у сотрудников МЧС / Социально-психологическая помощь населению в чрезвычайных ситуациях: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Уфа: РИЦ БашГУ, - 2011. С. 157-161.
8. Сафронова Е.В. Профессиональная этика в духовно-нравственном развитии психолога-профессионала / Духовно нравственный потенциал и социально психологические детерминанты этнокультурного развития народов современной России. Материалы всеросийской научно-практической конференции Уфа: РИЦ БашГУ, - 2011. С.46-51.
9. Давлетшина Д.Г., Сафронова Е.В. Социально-психологическое изучение личности сотрудника федеральной службы уголовно-исполнительной системы//Вестник УЮИ МВД России, Уфа, МВД РФ ФГКОУ ВПО УЮИ, 2012, №2. - С 47 -50.
10. Психология личности. Расстройства личности. Дидактические тесты для студентов факультета психологии/ сост. Б.М. Емалетдинов, Е.В. Сафронова – Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. – 134 с.
11. Сафронова Е.В. Практикум по психологии общения в подготовке специалиста психолога//Инновационные методы в современном образовательном процессе. Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2013, 342 с.
12. Сафронов В.П., Сафронова Е.В. Адаптация к условиям обучении как фактор успешности его осуществления//Человек и окружающая среда: материалы Международной научно-практической конференции. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2013, 116 с.
13. Сафронова Е.В. Роль центра социально-психологической поддержки БашГУ в адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья//Теория и практика инклюзивного образования в России: проблемы и перспективы. Сборник научных статей III Международной научно-практической конференции 17 апреля 2014 года. – Уфа, 2014. - С 110-114.
14. Сафронова Е.В. Higher school students adaptation as a factor in successful development of a future specialist//Молодые исследователи и наука: реальность и перспективы. Сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых (с международным участием). – Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - С 174-176.
15. Сафронова Е.В. Cоциально-психологическая адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья//Детская и подростковая психотерапия. Всероссийская научно-практическая конференция. Сборник материалов17-19 апреля 2015 года. – М: издательство «Перо», 2015. – 194 с.;
16. Сафронова Е.В. On the problem of the ways of improving the educational process//Молодые исследователи и наука: реальность и перспективы. Сборник научных статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых (с международным участием) (г. Уфа, 24-25 апреля 2015 г.). – Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. - С 157-158.
17. Сафронова Е.В. Проблема адаптации и особенности психологической поддержки студентов с ограниченными возможностями здоровья//Актуальные проблемы психологии: сборник научных статей/отв. ред. С.И. Галяутдинова. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. – 180 с.
Руководитель Центра социально-психологической поддержки студентов и сотрудников БашГУ.

 

 

Хухрин Михаил Сергеевич
Ассистент кафедры общей психологии.
Окончил факультет психологии Башкирского государственного университета по специальности «Психология», присвоена квалификация «Психолог. Преподаватель психологии» в 2010 году. 
Общий стаж работы – 6 лет, педагогический стаж работы – 5 лет, стаж работы по специальности – 5 лет.
Преподаваемые дисциплины: «Информационные технологии в психологии», «Математические методы в психологии», «Компьютерная психодиагностика», «Психология и медиация». В 2014 году прошел курсы повышения квалификации в г. Москве, в институте развития дополнительного профессионального образования по программам «Медиация. Базовый курс», «Медиация. Особенности применения медиации», «Медиация. Курс подготовки тренеров-медиаторов».
Сфера научных интересов: психология публичных выступлений, психосемантика, психология сексуальности.
Имеет 13 публикаций, 2 методических пособия.
Основные публикации:
1. Хухрин М.С. Психология и медиация. Методические указания для магистров факультета психологии – Уфа: РИЦ БашГУ, 2012.
2. Хухрин М.С. Информационные и коммуникационные в психологии. Методические указания для магистров факультета психологии – Уфа: РИЦ БашГУ, 2012.

 

 

Щербаков Сергей Витальевич
Доцент кафедры общей психологии, кандидат психологических наук, доцент.
Окончил Ленинградский государственный университет в 1975 г. по специальности «Психология», присвоена квалификация «Психолог».
В период с 1976 по 1979 гг. прошел обучение в очной аспирантуре, на факультете психологии кафедры общей психологии. В 1979 г. успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук на тему «Влияние регулярного восприятия эстрадной музыки на психоэмоциональное состояние (на примере студенческого контингента)» по специальности 19.00.01 – Общая психология.
Общий стаж работы – 47 лет, педагогический стаж работы – 39 лет.
Преподаваемые дисциплины: «Психология и педагогика высшей школы», «Организационная психология», «Психология управления». На других факультетах преподает такие дисциплины как «Психология» и «Конфликтология».
Является членом межрегиогальной ассоциации когнитивных исследований с 2005 г.
Прошел стажировку на базе Ленинградского государственного университета в 1989 г., на базе Московсковского государственного университета в 1991 г., на базе Башкирского государственного университета в 2015 г.
Сфера научных интересов: когнитивная психология.
Имеет 136 публикаций.
Основные публикации:
1. Щербаков С.В. Социальный интеллект и профессиональная компетентность инженерно-технических работников: монография. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. – 170 с.
2. Щербаков С.В. Психология: учебное пособие. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. – 104 с.
3. Щербаков С.В. Организационная психология: курс лекций. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. – 148 с.
Является членом ученого совета факультета психологии БашГУ.
Участвует в соревнованиях по шахматам за факультет психологии и за университет.