Команда научных сотрудников Стерлитамакского филиала БашГУ выиграла московский хакатон «КосМосХак»

16 ноября 2018

Команда научных сотрудников Стерлитамакского филиала БашГУ выиграла московский хакатон «КосМосХак». На соревновании программистов участникам предложили интересные кейсы, которые необходимо решить с помощью VR/AR-технологий. Среди 20 сильнейших виар-команд России башкирские IT-специалисты разработали лучшее уникальное решение по теме “Космос для мечтателей”.

– Наш проект – "Тренажер дистанционного управления луноходом в виртуальной реальности", – рассказывает руководитель научно-образовательного центра «Цифровые образовательные технологии» СФ БашГУ Руслан Каримов. – Технология была разработана еще 45 лет назад. В 1970 и 1973 г. на луну были отправлены Луноход-1 и Луноход-2. Они собрали большое количество контента, который хранится в музее. При дистанционном управлении основной проблемой была задержка передаваемого радиосигнала. Для этого на специально построенном лунодроме под Симферополем обучали операторов лунохода. Весь накопленный опыт был применен при разработке Лунохода-3, но в 1976 году программа освоения Луны была полностью закрыта, и Луноход-3 остался в музее. Наша команда разработала прототип приложения, которое решает ровно ту же самую проблему обучения дистанционного управления луноходом, но только при помощи технологии VR.

В хакатоне были представлены десятки команд из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Екатеринбурга, Владивостока, в номинации «Космос для мечтателей» за победу боролись шесть. Нашим ребятам удалось обойти серьезных соперников.

Руслан Каримов, Вадим Мурзагалин, Вадим Насыров и Айрат Шаяхметов получили дипломы победителей, призовой чек на сумму 150 000 рублей, а также контракт на дальнейшую доработку проекта с Музеем космонавтики из рук Героя Советского Союза, лётчика-космонавта Александра Лавейкина. Александр Иванович отметил, что проект программистов из Стерлитамака, в отличие от других, имеет научную обоснованность и приближен к реальному миру. Для погружения в атмосферу летчик-космонавт организовал для наших разработчиков настоящую тренировку по отработке стыковки модуля с космическим кораблем.

Напомним, программирование и дизайн виртуальной и дополненной реальности – одно из приоритетных направлений развития Стерлитамакского филиала БашГУ. В этом году университет стал третьим в России, где готовят бакалавров и магистров гейм-дизайнеров, архитекторов виртуальных миров и веб-программистов VR/AR. Сейчас в Стерлитамаке готовятся к открытию первой в Республике Башкортостан VR-лаборатории и современного коворкинга с несколькими тестовыми зонами, а 22-25 ноября на базе СФ БашГУ состоится трехдневный VR-Days – практический интенсив, в ходе которого более 100 школьников создадут самостоятельный продукт дополненной реальности.

Программа по развитию VR/AR в университете Стерлитамака реализуется совместно с системным проектом Агентства стратегических инициатив «Кибер Россия», направленным на развитие сквозных технологий Национальной технологической инициативы (НТИ), к которым относят и виртуальную реальность.