Кафедра гидрометеорологии и геоэкологии

О кафедре | Сотрудники | Студентам | Аспирантам

Заведующий кафедрой:

доктор географических наук, профессор

Гареев Ауфар Миннигазимович.

 

Кафедра гидрометеорологии и геоэкологии сформирована 30 ноября 2007 г. после разделения бывшей кафедры физической географии и гидрологии. Как учебно-методический, так и научно-исследовательский виды деятельности базируются на многолетнем и богатом опыте ведущих педагогов-ученых, работавших ранее на кафедре гидрологии суши (1973 - 1988 гг.), физической географии и гидрологии (1988 - 2007 гг.). Таким образом, с учетом принципа преемственности в развитии методологической базы и методических подходов в физико-географических, гидрологических и геоэкологических исследованиях, а также на основании приобщения достижений научно-педагогической деятельности к настоящему времени сложилось целостное представление о системе географических наук с оценкой места и значимости тех специализаций и дисциплин, которые читаются на кафедре.

С учетом требований подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим образованием по многоуровневой системе образования на кафедру возложено решение триедной задачи, включая учебно-воспитательную, научно-исследовательскую и общественную виды деятельности в системе.

Кафедра осуществляет учебно-воспитательную работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми Государственными образовательными стандартами, по гидрологической и геоэкологической специализациям.

Учебный процесс организовывается на основании проведения аудиторных занятий по общепрофессиональным дисциплинам в соответствии с учебными планами по бакалавриатуре, специалитету и магистратуре, а также спецкурсам. В качестве основного применяется учебный план по специалности «География», утвержденный ректором. Кроме того, учитывается перечень спецкурсов, утвержденных на заседании кафедры, согласованный с деканом факультета.

По специализации «Гидрология» занятия проводятся по 18 спецкурсам, формирующим единый комплекс знаний, умений и навыков на уровне решения задач выпускниками - молодыми специалистами по гидрологическому, водохозяйственному и водно-экологическому блокам научно-производственной деятельности, с учетом их работы в научных, производственных, образовательных организациях, а также в управляющих и контролирующих органах по проблемам водопользования и охраны водных ресурсов. Блох-схема структуры организации учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности представлена на рисунке.

 

 

 

 

 

Спецкурсы по гидрологическому направлению включают ряд дисциплин, ориентированных на углубленное и дифференцированное изучение закономерностей, происходящих в гидросфере, включают методы инженерного решения задачи. Неотъемлемую часть составляют знания, получаемые студентами, о подземной гидросфере, связи между поверхностнвми и подземными водами, оценке эксплуатационных запасов подземных вод, их рациональном использовании и охране.

Спецкурсы по водохозяйственному направлению включают дисциплины с учетом требований комплексного использования и охраны водных ресурсов (КИОВР), призваны привить знания студентам с учетом их будущей работы в различных водохозяйственных организациях.

Спецкурсы по водной экологии формируют у студентов более углубленные знания, умения и навык по изучению и оценке количественных и качественных изменений водных ресурсов в зависимости от влияния различных направлений хозяйственной деятельности человека, а также изменения экологических условий  в водных объектах различной категории.

На уровне синтеза полученной информации студенты получают знания в сфере оптимизации водопользования и водоохранных мероприятий. Бакалавры, дипломированные специалисты и магистры распределяются (направляются) на работу в республиканские и российские учреждения, включая базовые: Управление Башгидромет, Отдел водных ресурсов Камского бассейнового водного управления, Управление по мониторингу водных объектов по Республике Башкортостан, Управление Башмелиоводхоз, Росгидромет, РосНИИВХ, а также другие организации.

По специализации «Геоэкология» занятия проводятся по 19 спецкурсам, составляющим теоретический комплекс по подготовке специалистов с учетом требований единой методологической основы в формировании знаний, умений и навыков и необходимости понимания значимости абиотических и биотических факторов в формировании целостности, устойчивости и изменчивости состояния природных комплексов на локальном, региональном и глобальном уровнях.

Таким образом, структура преподаваемых дисциплин учитывает необходимость привития студентам и магистрам знаний, умений и навыков по оценке изменений, происходящих в системе «человек - окружающая природная среда» как на компонентном уровне, так и в природных, природно-хозяйственных системах в целом.

Как по гидрологической, так и геоэкологической специализации учебный процесс организовывается с применением передовых технологий, включающих ГИС-анализ, компьютерное моделирование, дешифрирование аэро- космических снимков и др.

Тематика курсовых, бакалаврских, дипломных работ и магистерских диссертаций охватывает гидрологические, водохозяйственные и геоэкологические исследования региональныхпроблем охраны природы и рационального природопользования; изучение гидрологического режима, водного баланса водных объектов и водной экологии, разработку концепций и научное обоснование системы охраняемых территорий и др.

Полевые практики проводятся на базах полевых практик. Производственные практики проводятся в базовых организациях и учреждениях, с которыми заключены договора о творческом сотрудничестве, а также в индивидуальном порядке.

Выпускники, успешно закончившие учебный процесс на уровне специалистов и магистров, направляются в аспирантуру, действующую на базе кафедры по специальностям «Физическая география» и «Геоэкология».

Основная научная проблема кафедры: «Географо-экологическое обоснование охраны природной среды Урала и Приуралья». Руководитель - профессор А.М. Гареев.

Профессорско-преподавательский состав кафедры планомерно в течение многих лет осуществляет научно-педагогическую деятельность, как по фундаментальным, так и прикладным направлениям географической, геоэкологической, гидрологической, водохозяйственной, климатологической наук. На базе кафедры создана географо-экологическая школа под руководством зав. кафедрой, проф. Гареева А.М., которая охватывает деятельность многочисленных выпускников - ученых, работающих в различных учреждениях в сфере геоэкологии, гидрометеорологии и водного хозяйства в Российской Федерации и за рубежом.

Организовано плодотворное сотрудничество с рядом зарубежных вузов: Галльским (Германия), Абхазским, Ягиллонским и Селезским (Польша), Львовским и Киевским (Украина) государственными университетами.

Кафедра представлена в составе Межвузовского координационного совета по проблеме эрозионных, русловых и устьевых процессов, где зав. кафедрой профессор А.М. Гареев входит в состав президиума. При участии указанного совета осуществляется плодотворное сотрудничество с научными коллективами многих ВУЗов страны.

Кафедра организовывает и принимает участие в организации региональных, межрегиональных, российских и международных совещаний, конференций и симпозиумов.

Результаты научных достижений профессорско-преподавательского состава публикуются в российских и международных научных изданиях.

ЛАБОРАТОРИЯ

На кафедре успешно функционирует лаборатория водохозяйственных исследований и геоэкологии, которая создана на основании решения Ученого совета приказа ректора БашГУ №11 от 9 апреля 2008 г. Заведующим лабораторией является д.г.н., профессор, заслуженный деятель науки РБ, Отличник водного хозяйства РФ, Почетный работник высшего образования РФ, академик МАНЭБ, РАВН - А.М. Гареев.

Основной целью деятельности Лаборатории является научное обеспечение решения региональных проблем развития водохозяйственного комплекса, рационального использования и сохранения водного фонда, обеспечения водохозяйственной и экологической безопасности, включая обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, предотвращение наводнений и иных проявлений вредного воздействия вод, улучшение состояния водных объектов, в т.ч. являющихся источниками питьевого водоснабжения. С учетом основополагающих требований геосистемного подхода и бассейнового принципа круг вопросов, затрагивающих решение важнейших научно-исследовательских и проектно-изыскательских задач, включает изучение и разрешение широкого спектра геоэкологических проблем. Выполнение соответствующих работ может осуществляться по заказам территориальных органов МПР России, государственных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий - водопользователей и иных заинтересованных лиц любых организационного-правовых форм.

Видами деятельности Лаборатории являются:

  1. Разработка научных основ использования и охраны водного фонда, развития водохозяйственного комплекса, обеспечения водохозяйственной и экологической безопасности;
  2. Проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-технологических и изыскательских работ;
  3. Разработка методологических подходов, методического обеспечения и инженерно-технических средств для решения водохозяйственных задач, охраны водных объектов и их водосборных территорий;
  4. Разработка нормативно-правовых, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, регулирующих водохозяйственную и водоохранную деятельность;
  5. Планирование использования водных ресурсов, разработка схем комплексного использования водных объектов, водохозяйственных балансов и т.п.;
  6. Разработка и научное сопровождение реализации региональных водохозяйственных программ, мероприятий по восстановлению водных объектов и обеспечению качеств вод в них, иных программ и мероприятий;
  7. Участие в работах созданного при Предприятии Экспертного центра по проведению государственной экспертизы проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ;
  8. Проведение научной экспертизы, оказание методической помощи и консультационных услуг в области водохозяйственной и водоохранной деятельности, выполнение соответствующих посреднических работ;
  9. Разработка нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, нормативов предельно допустимых воздействий на водные объекты и иных водохозяйственных и экологических нормативов;
  10. Разработа информационных систем и систем поддержки принятия управленческих решений в области водопользования;
  11. Разработка и внедрение средств и методов ведения мониторинга водных и водохозяйственных объектов;
  12. Проведение маркетинговых исследований, связанных с продвижением на рынок разработок Лаборатории и Предприятия, соответствующих рекламно-информационных мероприятий;
  13. Проведение патентно-лицензионной работы и выполнение иных работ, связанных с защитой интеллектуальной собственности;
  14. Проведение или участие в проведении научно-технических выставок, научных конференций;
  15. Проведение учебных семинаров, курсов повышения квалификации работников водного хозяйства, осуществление иной образовательной деятельности;
  16. Участие в международном сотрудничестве;
  17. Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Разработка томов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) для организаций;
  18. Инвентаризация источников образования отходов. Расчет нормативов их образования. Разработка проектов НО и ЛР;
  19. Проведение экологического аудита с выдачей аудиторского заключения и рекомендаций;
  20. Разработка планов ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС);
  21. Разработка планов ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов (ПЛАРН);
  22. Оценка экологического риска с обоснованием материалов для проведения экологического страхования;
  23. Дешифрирование аэрокосмических снимков, ГИС-анализ гидрометеорологических, водохозяйственных, геоэкологических и иных процессов и событий.
    •  

На кафедре в течение продолжительного времени успешно проводится обучение аспирантов по направлению 05.06.01 «Науки о Земле»(направленность «Геоэкология»).

Научным руководителем по аспирантуре является д.г.н., профессор А.М. Гареев. Общее количество защитившихся соискателей за период с 2000г. по 2016г. составляет: кандидатов наук - 11, докторов наук - 3. Примечательно то, что среди них имеются и иностранные граждане, успешно работающие в настоящее время в ведущих учреждениях: Тания И.В. - зам. директора по науке в Рицинском национальном парке (Абхазия), П. Либельт - преподаватель Галльского государственного университета (Германия).

В 2016-2017 учебном году обучаются 8 аспирантов. Темы их кандидатских диссертаций посвящены изучению актуальных проблем в сфере рационального природопользования и охраны природы. Методологической основой их исследования является геосистемный подход и бассейновый принцип.

Вопросы кандидатского экзамена по направленности:

1. Геоэкология как междисциплинарное научное направление, изучающее систему геосфер в процессе ее интеграции с обществом. Основные понятия, объект, задачи, методы, эволюции взглядов.

2. Взаимосвязь общества и природы (системы Земля). Причины обострения экологических проблем (проблем охраны природы и рационального использования природных ресурсов).

3. Основные геоэкологические (космические, геофизические) факторы и геоэкологические условия. Геоэкологический мониторинг.

4. Понятия: окружающая среда, природная среда, географическая оболочка, ноосфера, глобальные, региональные и локальные экологические изменения.

5. Основные этапы развития представлений об экологии и геоэкологии. Современные геоэкологические исследования в глобальном региональном и локальном уровнях.

6. Природные механизмы и процессы. управляющие экосферой (охраной природы и рациональным природопользованием).

7. Геосферы Земли (литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера) и их характерные особенности.

8. Основные круговороты вещества в энергии: водный, биогеохимический; циркуляции атмосферы и океана. Изменения энергетического баланса и круговоротов вещества под влиянием деятельности человека.

9. Социально-экономические процессы, определяющие глобальные экологические изменения.

10. Рост численности населения на Земле, экологические и экономические проблемы, связанные с ним.

11. Классификация природных ресурсов, особенности организации нх охраны.

12. Научно-техническая революция (HTP), ее роль в обострении экологических проблем. Принципы оптимизации природопользования и природоохранных мероприятий Роль технологий будущего в решении основных геоэкологических проблем.

13. Основные аспекты охраны природы рационального использования природных ресурсов.

14. Атмосфера, естественный газовый состав и его роль в экосфере

Проблемы охраны атмосферного возлежа. Антропогенные изменения состояния атмосферы и их последствия.

15. Основные источники и особенности загрязнения атмосферного воздуха. Мониторинг и управление качеством воздуха. Глобальные последствия, связанные с загрязнением атмосферного воздуха (парниковый эффект, озоновые «дыры»). Международные соглашения.

16. Смоги: основные типы, условия их формирования и геоэкологические последствия.

17. Воды суши. Основные особенности гидросферы. Центральная роль воды в природных процессах. Мировой влагооборот, его роль вфункционировании географической оболочки (в тэк и экосферы).

Природные воды — индикатор и интегратор процессов в бассейне. !8. Водные ресурсы. Особенности использования водных ресурсов по отраслям экономики (в промышленности, коммунально-бытовом хозяйстве, сельском хозяйстве, гидроэнергетике, речном транспорте, рыбном хозяйстве).

19. Особенности использования водных ресурсов в промышленности. Системы водоснабжения. Понятия «свежая» и «оборотная», «технологическая» вода. Коэффициент водооборота.

20. Количественное и качественное истощение водных ресурсов. Основные источники загрязнения природных вод (точечные и рассеянные). Процессы разбавления, смешения и самоочищения сточных и природных вод, их учет в организации охраны водных ресурсов.

21. Основные способы защиты гидроресурсов от истощения. Способы очистки сточных вод, очистные сооружения.

22. Проблемы евтрофикации природных водных объектов; причины, методы устранения.

23. Моря и океаны. Основные характеристики Мирового океана. Его роль в экосфере.

24. Проблемы загрязнения вод Мирового океана: основные источники и последствия загрязнения. Использование морских биологических ресурсов. Международное сотрудничество (по Черному, Каспийскому, Балтийскому и другим морям).

25. Земельный фонд мира. Проблемы истощения. Основные особенности почв (педосферы) и их значение в функционировании экосистем.

26. Земельные ресурсы и продовольственные потребности населения мира. Потенциальное плодородие почв.

27. Особенности эффективного использования земельных ресурсов. Сельскохозяйственные мелиорации: виды и способы, их роль в повышении урожайности выращиваемых сельскохозяйственных культур. Геоэкологические аспекты сельскохозяйственной деятельности.

28 Эрозионные процессы и противоэрозионные мелиорации

29 Экологические проблемы животноводства и скотоводства. Экологически чистое и экологически устойчивое сельское хозяйство.

30. Литосфера; основные особенности, се роль в экосфере и человеческом обществе. Ресурсные, геодинамическпе и мелкогеохимические экологические функции литосферы.

31. Основные типы техногенных воздействий на литосферу. Антропогенное геологические процессы. Геологическая среда и ее устойчивость к техногенным воздействиям. Особенности проявления техногенных изменений в зависимости от особенностей строения геологической среды.

32. Геоэкологические аспекты разработки полезных ископаемых. Типы добычи полезных ископаемых и проблемы охраны и рационального использования геологических ресурсов.

33. Биосфера. Основные особенности биосферы как одной из геосфер Земли. Роль и значение живого вещества в функционировании природных комплексов на Земле.

34. Проблемы охраны растительных сообществ (обезлесение, опустынивание). Природоохранное (водоохранное, воздухоохранное, почвовозащитное) значение лесов.

35. Современные ландшафты — результат антропогенной трансформации естественных ландшафтов. Девственные и измененные ландшафты. Антропогенный ландшафт.

36. Проблемы сохранения генетического (биологического) и ландшафтного разнообразия. Основные функции охраняемых территорий. Роль системы особо охраняемых территорий.

37. Значение животных в функционировании природных систем и в хозяйственной деятельности человека.

38. Основные причины сокращения численности животных. Проблемы охраны животных и особенности воспроизводства их популяций.

39. Организация охраны животных. Государственные и общественные организации охраны фауны СНГ. «Красные книги» Российской Федерации, Башкортостана и других республик.

40. Естественный радиоактивный фон планеты. Радиоактивное загрязнение.

41. Ядерная энергетика и проблемы охраны природы.

42. Охрана и преобразование природно-территориальных комплексов (ПТК). Создание культурных ландшафтов.

43. Прикладное ландшафтоведение. Оценочные и прикладные карты.

44. Геоэкологические аспекты транспорта. Экологические последствия различных типов транспорта (авиационного, автомобильного, железнодорожного, водного, трубопроводного, ЛЭП).

45. Геоэкологические проблемы урбанизации: техногенные биогеохимические аномалии, качества воздуха, водоснабжение и канализация, отходы, сокращение земельных ресурсов.

46. Методы анализа геоэкологических проблем (биологические, географо-картографические, геологические, системноаналитические, химические, физические и др.).

47. Управление геоэкологическим состоянием природных и природно-техногенных объектов. Вопросы управления окружающей средой на локальном, национальном и международном уровнях: экономика, право, администрация, политика

48. Международное экологическое сотрудничество и механизмы его осуществления. Проблемы экологической безопасности.

49. Стратегия устойчивого развития. Понятие об экологической экономике. Геоэкологические индикаторы.

50.Природоохранное просвещение в средней школе. Особенности организации природоохранной деятельности учащихся. Внеклассная и внешкольная деятельность учащихся в охране природы. Проблемы охраны природы своего района (города).

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Учебный процесс, а также научно-исследовательская деятельность на кафедре организованы на уровне широкой интеграции с научно-производственными организациями, управлениями, занимающимися в сфере гидрометеорологии, водного хозяйства и геоэкологии (в т.ч. и водной экологии). Несомненным достоинством является то, что успешно функционируют 2 базовые кафедры, созданные на базе ФГБУ БашУГМС и ФГУ Мониторинга водных объектов бассейнов рек Белая и Урал.

Как в учебном процессе, так и в ходе проведения полевых и производственных практик студентов привлечение высококвалифицированных специалистов, полевых баз, приборов и оборудования является прочным фундаментом, способствующим получать студентам профессиональные знания и навыки. Это способствует выпускникам кафедры находить достойные рабочие места с соотвутствующей заработной платой.

(Снимки - студенты во время производственной практики на Нижнекамском водохранилище).

Выпускники кафедры работают в качестве специалистов различного уровня, как:

1. Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

2. Отдел водных ресурсов Камского бассейнового водного управления;

3. Министерство природных ресурсов и экологии РБ;

4. Организации водопользования и водоканалхозяйства;

5. Управление Росприроднадзора по РБ;

6. ФГУ «Башмелиоводхоз»;

7. Камско-Бельское речное судоходство;

8. НИИ БЖД;

9. ООО ПФ «Уралтрубопроводстройпроект»;

10. ГУП «Уралдортранс РБ»,

 

 

Имя файлаРазмер
Информационное письмо конференции "День воды" 2017г.pdf365.27 КБ
Образец оформления статьи.doc66 КБ
Заявка на участие в олимпиаде.doc41 КБ
Заявка на участие в конференции.doc43.5 КБ