Инновационная работа

>О кафедре | Сотрудники | Студентам | Аспирантам | Инновационная работа

 

ФИЛОСОФСКИЙ ЧЕТВЕРГ

4 июня состоится видеоконференция

МГУ им. М.В. Ломоносова – БашГУ

Начало в 13.30, ауд. 400

  1. Декан философского факультета МГУ проф. Миронов В.В. Приветствие участникам

2. Проректор БашГУ проф. Захаров В.П. О готовности Башкирского государственного университета к VII Российскому философскому конгрессу

3. Зав. кафедрой философии и истории науки проф. Галимов Б.С. Башкирское отделение ФО РФ встречает участников и гостей конгресса

4. Декан ФФиС проф. Салихов Г.Г. Философский факультет БашГУ перед конгрессом

5. Доц. Эрекаев В.Д. (МГУ), Онтологические и методологические аспекты теории суперструн

6. Доц. Вахитов Р.Р. (БашГУ), Специфика университетского образования в России

 

 


 Всероссийская научно-практическая конференция

(с международным участием)

«Философско-методологические аспекты научных и образовательных инноваций»

28 ноября 2014 года в Уфе в Башкирском государственном университете состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Философско-методологические аспекты научных и образовательных инноваций».Пленарная часть была представлена докладами зав. кафедрой философии и истории науки, доктора философских наук, профессора Галимова Баязита Сабирьяновича, декана Факультета философии и социологии, доктора философских наук, профессора Салихова Гафура Губаевича, зам. начальника учебно-методического управления БашГУ, кандидата юридических наук Хайбуллина Айнура Рауфовича.

В секции преподавателей отметим доклады: доктора философских наук, профессора Уфимского института путей сообщения Ильясова Радика Равиловича, доктора философских наук, доцента БашГУ Елховой Оксаны Игоревны, кандидата философских наук, доцента УГНТУ Исхаковой Гузель Ильдусовны, доктора философских наук,, профессора БашГУ Кудряшева Александра Федоровича, эксперта по выявлению и правовой охране объектов интеллектуальной собственности Малахова Николая Евгеньевича, старшего преподавателя БашГУ Соколовой Анастасии Сергеевны, кандидата технических наук, доцента УГАТУ Ярцева Рустэма Альбертовича.
Так,Р.Р. Ильясов подчеркнул важность формирования у современных студентов способности учить и учиться при наличии кажущихся доступными массивов информации, что предполагает качественно «другую» от «докомпьютерной» методологическую подготовку субъекта.
О.И. Елхова в своем докладе выделила как положительные, так и отрицательные аспекты дистанционного обучения. Докладчик заметила, что, хотя внедрение дистанционного обучения является неизбежной реалией времени, традиционная форма организации обучения, где в основе лежит живое интерактивное общение преподавателя и обучающегося, должна быть приоритетной в системе высшего образования.
Г.И. Исхакова, затрагивая тему социальной преемственности, высказала мысль, что в настоящее время наблюдается инверсия социальной преемственности, суть которой заключается в том, что создателями социального опыта являются молодые поколения, а старшие этот опыт усваивают.
Доклад А.Ф. Кудряшева был посвящен вопросу целевой составляющей электронного образования. Докладчик проанализировал ее содержание и подчеркнул творческое преимущество преподавателя по сравнению с обучающим компьютером.
Н.Е. Малахов затронул философский вопрос о возможности исчерпывающей формализации (автоматизации) технологических процессов, лежащих в основе поиска нестандартных творческих решений. Он представил свое авторское видение системногоописания технологиисозданияинноваций.
А.С. Соколова отметила значительные изменения за последние несколько лет в образе жизни людей и общественном сознании российского общества, активное распространение форм сетевого обучения среди различных социальных групп.
Р.А. Ярцев, отмечая, что библиотека современного вуза ежедневно обслуживает многочисленные потоки читателей и обширный книжный фонда, представил разработку электронной системы заказа литературы для вуза с учетом содержательной значимости изданий, выполненную им совместно с Л.А. Кроминой.
В секции студентов и аспирантов особо выразительными стали доклады студента 5 курса ФФиС БашГУ Ахмирова Артура Ильгизовича, аспирантов 3 курса ФФиС БашГУ Варыгина Дмитрия Владимировича и Минигуловой Ильмиры Рафисовны.
А.И. Ахмиров осуществил презентацию своего авторского блога «Философская таверна», пользователями которого являются уже несколько тысяч человек. Д.В. Варыгин представил инновационные методы обучения в контексте проблемы понимания. Доклад И.Р. Минигуловой посвящался особенностям преподавания философии студентам нефилософских специальностей и был основан на прохождении ею аспирантской педагогической практики на базе БашГУ.
Хотя конференция имела всероссийский статус, поступили заявки и от зарубежных участников. Так, германский город Гиссен представлял В.А. Соскин, кандидат философских наук, выпускник философской аспирантуры Башкирского государственного университета, в настоящее время переводчик и предприниматель в сфере международного консалтинга. Его доклад был посвящен особенностям философского образования в современной Германии. Другой участник из дальнего зарубежья, Видеман Ойган, студент факультета Музыки и музыкального образования Оснабрюкского университета, затронул актуальную тему использования мультимедиа-технологий в музыке и в музыкальном образовании.
В заключение, отметим, что Всероссийская научно-практическая конференция «Философско-методологические аспекты научных и образовательных инноваций» продемонстрировала высокий научный уровень докладов и сообщений. Оживленная дискуссия свидетельствовала об актуальности обсуждаемых проблем. В качестве обобщения, можно отметить: во многих докладах участников конференции прозвучала мысль, что образовательные инновации должны рассматриваться как поле возможностей для творческой адаптации студентов и преподавательских коллективов вузов к сложившимся сегодня реалиям жизни.
Современная система образования на данном историческом этапе является сложнейшей формой общественной практики, играющей исключительно уникальную роль. В условиях радикальных общественных изменений именно образование позволяет человеку осуществить адаптацию к новым объективным обстоятельствам жизни и выбрать необходимые ему ориентиры развития. Многоукладность и вариативность образования предусматривают многообразие его форм и методов, что обеспечивает многомерное движение человека в образовательном пространстве. Наиболее приемлемым выглядит разумное сочетание инновационных и традиционных форм образования. Эффективность научных и образовательных инноваций обеспечивается расширением возможностей социокультурного развития обучающихся благодаря  современным технологиям в области информационной коммуникации.
Подводя итоги конференции, мы можем заключить, что в настоящее время крайне необходимыми являются исследования, направленные на философский анализ содержания внедренных в нашей стране научных и образовательных инноваций. Именно философский анализ и критическая рефлексия позволяют не только получить перечень свойств, отличающих науку и образование в данный момент истории общества, но и проследить происходящие изменения во всей их совокупности, чтобы путем обобщения свести их к единому методологическому основанию. Становится очевидным, что сам факт наличия совершающихся изменений еще не свидетельствует о прогрессивной тенденции развития науки и образования. Необоснованные и поспешные изменения, увы, в лучшем случае носят просто экстенсивный характер, а в худшем варианте приводят к регрессивным изменениям, когда хорошо действующая система утрачивает функции, элементы и связи, обеспечивающие ее жизнедеятельность и устойчивость. Подлинно прогрессивными будут только те научные и образовательные инновации, которые влекут за собой более  совершенные качественные обновления в соответствующих сферах жизни человека и общества. 
 

 

НАВСТРЕЧУ КОНГРЕССУ. СОБЫТИЕ, ДОСТОЙНОЕ ВНИМАНИЯ НАУЧНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

29 мая 2014 года произошло событие, о котором стоит поведать широкой философской общественности. После длительной подготовки состоялась первая научная видеоконференция с участием философов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Башкирского государственного университета. Со стороны МГУ участники были представлены, в основном, преподавателями кафедры философии естественных факультетов. Основу состава участников из Уфы образовали преподаватели и аспиранты кафедры философии и истории науки БашГУ. Вместе с ними на видеоконференции присутствовали студенты факультета философии и социологии БашГУ, а также приглашенные участники ежемесячного методологического семинара «Проблема обоснования знания», работающего при Башкирском университете уже более 20 лет и объединившего за это время ученых не только из разных городов Башкортостана, но и некоторых городов России. Были заслушаны и обсуждены два доклада: «Сложность: эпистемологические аспекты» и «Возможность новизны в философии». С первым из них выступила д.ф.н., профессор В.П. Казарян (МГУ). Второй доклад, подготовленный совместно с д.ф.н., профессором А.Ф. Кудряшевым, сделала д.ф.н., доцент О.И. Елхова (БашГУ). Вели конференцию д.ф.н., профессор О.Д. Волкогонова, председательствовавшая на московской стороне участников, и А.Ф. Кудряшев, выполнявший ту же функцию на уфимской стороне. Интерес к конференции подогревало то обстоятельство, что в Уфе готовятся к проведению VII Российского философского конгресса. Сроки его работы определены, он состоится 6-10 октября 2015 года. О том, как идет подготовка к Конгрессу, рассказал Председатель Башкирского отделения ФО РФ д.ф.н., профессор Б.С. Галимов. Декан факультета философии и социологии БашГУ д.ф.н., профессор Г.Г. Салихов кратко проинформировал присутствующих относительно того, что сегодня представляет собой возглавляемый им факультет. Если сжато выразить основное содержание того, что утверждали основные докладчики, то получится примерно следующее. В докладе В.П. Казарян прозвучала мысль о замене господствовавшей долгое время в умах ученых парадигмы простоты на более адекватную современному представлению о действительности парадигму сложности. На таком фоне особенно рельефно выглядел весьма «просто» звучащий вывод второго доклада, сделанный А.Ф. Кудряшевым и О.И. Елховой: в философии получить новый результат все еще можно. Сам по себе вывод-то простой, только определить, где новое, а где старое, − как правило, для философов довольно сложная задача. По докладам состоялась оживленная дискуссия, в ходе которой выступили д.ф.н., профессор В.Я. Перминов, к.ф.н., доцент В.А. Шапошников, к.ф.н., доцент Н.М. Сидорова, д.ф.н., профессор С.А. Хмелевская, д.ф.н., профессор Л.Т. Ретюнских (Москва), д.ф.н., профессор А.В. Лукьянов, научный сотрудник Н.Е. Малахов, к.т.н., доцент Р.А. Ярцев (Уфа) и другие. При подведении итогов видеоконференции О.Д. Волкогонова и А.Ф. Кудряшев высказали обоюдное желание закрепить успех данного начинания и провести через год вторую видеоконференцию философов МГУ и БашГУ с более широким составом участников. Волкогонова О.Д., д.ф.н., проф. (Москва) Кудряшев А.Ф., д.ф.н., проф. (Уфа)

 

 

Имя файлаРазмер
Основные направления инновационной работы кафедры философии и истории науки.pdf126.18 КБ
Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Философско-методологические аспекты научных и образовательных инноваций», 28 ноября 2014 года, г. Уфа.pdf885.35 КБ
Философский четверг19.84 КБ