Этнографический музей им. проф. Р.З. Янгузина

Этнографическая экспедиция Башкирского государственного университета, начиная с 1969 г. под руководством профессора Р.З. Янгузина, ежегодно проводит исследования башкирского населения Башкортостана, Оренбургской и Челябинской областей. Полевыми исследованиями охвачена практически вся территория расселения башкир. Поскольку традиционные орудия труда, предметы быта и культуры навсегда выходят из употребления, одним из важнейших направлений экспедиционных изысканий становится сбор экспонатов.
 
Собранный полевой материал позволил создать в университете этнографический музей  им. проф. Р.З. Янгузина, который официально начал работу в 1985 г.
 
В музее более 10 разделов: «Этногенез и этническая история башкирского народа», «быт и культура башкирского народа в конце XIX — начале ХХ в.», «скотоводство», «земледелие», «пчеловодство», «охота», «деревянная утварь», «оружие», «прядение и ткачество», «одежда», «декоративно-прикладное искусство», «музыкальные инструменты» и «украшения».
 
Перейдем к характеристике экспонатов по разделам.
 
Этногенез и этническая история башкирского народа. Этот раздел дает представление о происхождение башкирского народа. Здесь зафиксировано, что территория, на которой сложился башкирский народ, включала весь Южный Урал и часть Среднего Урала, охватывая пространство между реками Волгой, Камой, Тоболом и Яиком. Скотоводческие племена Южного Урала составили основное ядро башкирской народности. Одновременно с этими племенами прародителями башкир стало автохтонное земледельческо-скотоводческое финно-угорское население. Согласно историческим сведениям, у башкирского народа к XV-началу XX в. сохранились названия некогда существовавших родоплеменных объединений, среди которых самыми крупными были юрматы, бурзян, усерган, тунгаур, тамьян, кыпчак, айле, кудей, мурзалар, дуван, кошсы, сызги, упей, катай, сальют, табын, кувакан, сырзы, ьишул, бадрак, мин, кумрык, буляр, еней, гэрэ, уран, киргиз, канглы, гайна, таныпы.
 
В этом разделе расположены фотоснимки кара-табынца сызгинца бурзянца, тамьян-тангаурца, карагай — кыпчака, гирей — кыпчака, минцев, урман-кудейца, дуванца, мечетлинца и канглинца.
 
Они сделаны в начале XX в. выдающимся этнографом и антропологом СИ. Руденко. Хотя на них запечатлена только часть башкир, они все же помогают понять сложность этногенеза народа.
 
Здесь же можно видеть полный текст первого достоверного письменного известия о башкирах. Оно принадлежит руке Ахмеда Ибн-Фадлана, посла багдадского халифа аль-Муктадира к царю волжских булгар, побывавшего на территории Древней Башкирии в 922 г.
 
Часть раздела посвящена башкирским шежере — генеалогической летописи. Это письменные источники, относящиеся к периоду до и после присоединения к Русскому государству. Несмотря на недостатки, связанные с легендарностью некоторых сообщаемых сведений, шежере являются ценнейшими источниками по средневековой истории башкир, особенно этнической.. Представленные шежере плё-мен-юрматы, бурзян, кыпчаков, усергани тамьянцев написаны на старотюркском на тюркском языке, но даны их переводы на русский язык.
 
Быт и культура башкирского народа в конце XIX — начале XX в. Этот раздел также представлен уникальными фотоснимками СИ. Руденко. Они были сделаны им в 1906, 1907 и 1912 гг. в различных районах Башкирии.
 
В фотоснимках отразились занятия башкир — скотоводство, земледелие, охота, пчеловодство, рыболовство, домашние производства, а также средства передвижения, типы поселения и жилищ, пища, одежда и украшения, семейный быт и общественные празднества, верования, фольклор и народное изобразительное искусство. Таким образом, благодаря СИ. Руденко, сегодня мы в состоянии с полной наглядностью воссоздать по фотографиям образ жизни башкир в конце XIX — начале XX в. во всем многообразии материальной культуры и декоративно-художественного творчества. Скотоводство. Обширные пространства земли с роскошными лугами и тучными пастбищами в Башкирии благоприятствовали скотоводству. Главным видом хозяйства башкир в XVIII в., а в южных, юго-восточных и зауральских районах вплоть до конца XIX в., было полукочевое скотоводство.
 
 
Сенокошение представлено косой-горбушей (д. Абишево, Хайбуллинский район), косой-литовкой (Альшеевский район), граблями с деревянными двухрожковыми и трехрогими вилами (Кигинский район).
 
Земледелие. После присоединения Башкирии к Русскому государству начинается миграция русского и другого населения на Южный Урал.
 
 
В результате сокращения пастбищ под влиянием пришлого населения, особенно русского крестьянства, среди башкир постепенно начинает распространяться земледелие. Экспонаты музея, (вторая половина Х1Х-на-чало XX в.) свидетельствуют о том, что земледельческое хозяйство башкир сложилось на русской основе.
 
Пчеловодство. Одним из древнейших занятий башкир было пчеловодство. Оно еще в конце XIX в. занимало важное место в лесных районах. «Башкирия — классическая страна пчеловодства», — писал С.И.Руденко. Башкиры занимались бортничеством (сбор меда диких пчел из дупел), во многих районах пчел держали в ульях (выдолбленная колода с узкой щелью в боку). О пчеловодстве начала XX в. дают представления экспонаты из Бурзянского, Ишимбайского районов: колодочный улей, роевня, кожаная плетеная веревка для прдъема на деревья, блок для подымания ульев, съемная подножка пчеловода, топор, скобель, поперечный топор, долото, маточники и батман для меда.
 
Охота. Это было традиционным занятием башкир. В музее представлены интересные предметы снаряжения башкир — охотника, охотничье оружие и приспособления, которые представляют большую ценность для изучения приемов и орудий охоты; принадлежности охотника (Хайбуллинский район), охотничьи лыжи (Бурзянский, Кугарчинский районы), дубины (Стерлитамакский, Учалинский районы), мышеловки, железные тарелочные капканы различной величины и мощности (на медведя, зайца, лисицу, волка), наконечники для рогатины( на медведя), кремневое ружье. 
 
 
К сожалению, пока не удалось найти старинные охотничьи и боевые луки. (Они заказаны одному старожилу-охотнику и должны быть скоро в музее). Большинство башкир до революции занимались домашними промыслами: ткачеством, вязанием, обработкой шкур, кож, шерсти, шитьем обуви и одежды, изготовлением кожаной и деревянной (в лесных районах) посуды. Разделы музея, отражающие домашние промыслы, интересны и разнообразны. Следует подчеркнуть, что в башкирском народном быту и сегодня продолжают занимать прочное место предметы художественного ткачества. Деревянная утварь. Широко применялась в быте деревянная посуда. В музее можно видеть выдолбленные из березового или лиственничного нароста или березового корня ковши для разливания кумыса (Зианчуринский, Учалинский, Абзелиловский районы), различные миски и чашки (Абзелиловский, Караидельский, Хайбуллинский районы), ложки и половники.
 
Оружие. В этом разделе представлены наконечники копий и кремневые ружья.
 
Одежда. В основном в музее мы найдем женскую одежду.
 
 
Это халаты (Зианчуринский район), безрукавка (Кушнаренковский район), ичиги, нагрудник, лапти (Дюртюлинский район), а также детский колпак.
 
Украшения. Украшений в музее немного: нагрудники, сплошь зашитые рядами монет, кораллов, блях и драгоценных камней; ожерелья из монет; шнурки с ажурными подвесками и монетами на концах; кольца, браслеты и серьги.
 
Музыкальные инструменты. Экспонируются в музее курай и кубыз - национальные музыкальные инструменты башкир. Представлены тростниковый, деревянный, медный и алюминиевый кураи. Коллекции предметов быта, хозяйства и культуры башкирского народа уникальны. Они исключительно интересны и с научной, и с практической точки зрения. И мы должны сохранить все, что удалось собрать, как для нынешнего поколения, так и для наших потомков.