Аспирантам и соискателям

Вопросы для подготовки к сдаче кандидатского экзамена
по специальности 10.02.04 – германские языки

Кандидатские экзамены являются составной частью аттестации научных и научно-педагогических кадров. Цель экзамена – установить глубину профессиональных знаний соискателя учёной степени, уровень его подготовленности к самостоятельной научно-исследовательской работе.

Общее языкознание и история лингвистических учений

1.      Универсально-логическая концепция языка в XVII-XVIII вв. Грамматика Пор-Рояль и преломление ее идей в национальных лингвистических школах.

2.      Основные современные методы лингвистического исследования.

3.      Московская лингвистическая школа.

4.      Теория современной функциональной грамматики.

5.      Казанская лингвистическая школа. Лингвистические взгляды И.А. Бодуэна де Куртене.

6.      Задачи социолингвистики. Методика социолингвистического исследования языка.

7.      Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра.

8.      Проблема языковых универсалий в современной лингвистике.

9.      Формирование сравнительно-исторического языкознания (первая половина XIX в.).

10.      Основные закономерности порождения речевого высказывания (в советской психолингвистической школе).

11.      Лингвистическая концепция А.А. Потебни (философия языка, историко-грамматические идеи, теория словесности).

12.      Знаковые концепции языка. Проблема языкового знака.

13.      Проблемы философии языка в теоретических построениях В. Гумбольдта.

14.      Контрастивная лингвистика. Методика исследования и практическое применение.

15.      Младограмматическое направление в языкознании.

16.      Понятие картины мира.

17.      Психологическое направление в языкознании (Г. Штейнталь, В. Вундт).

18.      Понятие языковой личности.

19.      Пражская школа функциональной лингвистики.

20.      Психолингвистические проблемы грамматики и семантики.

21.      Критика младограмматизма: школа «слов и вещей» (Г. Шухардт); эстетическое направление в языкознание (К. Фосслер); неолингвистика.

22.      Понятие слова. Основные концепции слова и теории современного языкознания.

23.      Швейцарская и французская лингвистические школы первой половины XX в. (А. Сеше, Ш. Балли, С. Карцевский, А. Мейе и др.).

24.      Язык как система и структура. Уровневая стратификация языка и виды системных отношений.

25.      Развитие сравнительно-исторического языкознания (конец XIX – XXвв.).

26.      Проблемы поэтической коммуникации.

27.      Неогумбольдтианская концепция языка (Л. Вайсгербор).

28.      Функция языка. Проблема выделения и интерпретация функции языка в современной лингвистике.

29.      Лондонская лингвистическая школа.

30.      Общие проблемы лингвостилистики.

31.      Американская дескриптивная лингвистика.

32.      Предмет психолингвистики и ее отношение к лингвистике и психологии речи.

33.      Направления исследования языка в греко-латинском языкознании и их отражение в последующие эпохи.

34.      Язык и мышление. Современная постановка проблем и дискуссионные вопросы.

35.      Американская этнолингвистика. Теория лингвистической относительности.

36.      Лингвистика текста. Основные понятия и проблематика.

37.      Понятие литературного языка. Основные разновидности литературных языков.

38.      Копенгагенский структурализм. Лингвистическая концепция Л. Ельмслева.

39.      Понятие фонемы. Основные фонологические теории в языкознании.

40.      Отечественное языкознание в 20-е – 40-е гг.

41.      Проблемы выделения и описания морфологического уровня в современном языкознании.

42.      Естественно-историческая концепция языка А. Шлейхера.

43.      Понятие языковой ситуации, языковой политики, языкового строительства и языкового планирования.

44.      Философия языка и грамматические построения Средневековья и их отражение в последующие эпохи.

Теория английского/ немецкого языка

Теоретическая грамматика

45.      Основные понятия грамматики: грамматическая категория, грамматическое значение, грамматическая форма, парадигма, оппозиция, морфема, синтетические и аналитические формы.

46.      Предложение как объект грамматического анализа (определение, основные категории, типология)

47.      Грамматикализация темпоральных и видовых отношений в системе английского/немецкого глагола (категории времени, вида, и ретроспективной координации)

48.      Проблема классификации частей речи в английском/немецком языках.

49.      Грамматические категории в системе имени существительного в английском/немецком языке (категории падежа, числа, рода, определённости/неопределенности (артикль))

50.      Синтаксис как часть грамматики

51.      Категория залога в английском/немецком языке.

52.      Категория наклонения в английском/немецком языке.

53.      Теория текста.

54.      Части речи в современном английском/ немецком языке.

55.      Структурная, трансформационная и генеративная грамматика.

56.      Новые направления в изучении морфологии английского/немецкого языка (коммуникативный и функциональный подходы)

57.      Новые направления в изучении синтаксиса английского/немецкого языка (теория семантических ролей, коммуникативный синтаксис, функциональный синтаксис)

Лексикология и фразеология

58.      Лексическое значение: обзор подходов (определение, классификация, структурная организация)

59.      Семантические отношения и семантические группы лексических и фразеологических единиц.

60.      Теории словосочетаний: структура, значение, мотивированность, классификации.

61.      Фразеология английского/немецкого языка: обзор подходов (классификация, типы фразеологического значения)

62.      Словообразование в современном английском/немецком языке: типы, способы и средства словообразования.

63.      Аффиксация.

64.      Периферийные способы словообразования (сокращение, обратное словообразование, лексикализация грамматических средств,
умлаут, аблаут).

65.      Конверсия.

66.      Словосложение.

История германских языков

67.      История становления системы гласных и согласных в германских языках.

68.      История становления и развития грамматических категорий имени существительного в германских языках.

69.      Обзор изменений в системе имён прилагательных в германских языках.

70.      Становление и развитие категории времени в германских языках.

71.      Обзор изменений в системе местоимений в германских языках.

72.      Обзор заимствований из различных языков как источника пополнения словарного состава германских языков.

 

 

 

Кандидатские экзамены являются составной частью аттестации научных и научно-педагогических кадров. Цель экзамена – установить глубину профессиональных знаний соискателя учёной степени, уровень его подготовленности к самостоятельной научно-исследовательской работе.
История лингвистических учений
1.          Проблемы соотношения языкознания и мышления.
2.          Греко-латинское и древнеиндийское языкознание.
3.          Концепция языка как системы. Системно-функциональное описание языка (языкознания).
4.          Философия языкознания и грамматическое построение Средневековья.
5.          Понятие лингвистического уровня.
6.          Универсально-грамматическое течение в языкознании XVII – XVIII вв.
7.          Понятие слова. Основные концепции в языкознании XIX – начала XX вв.
8.          Философия языка В. Гумбольдта.
9.          Понятие предложения. Основные концепции предложения в теории языкознания.
10.      Младограмматическое течение в языкознании конца XIX – начала XXвв.
11.      Понятие знака. Основные свойства языкового знака. Лингвистические и семиотические концепции языка.
12.      Психологическое направление в языкознании (Г. Штейнталь, М. Лацрус, В. Вундт)
13.      Проблемы частей речи в теории языкознания.
14.      Лингвистическая концепция А. Потебни (философия языка, теория словесности, историко-грамматические идеи).
15.      Проблема формы и значения в теории языкознания. Понятие грамматической формы и грамматическое значение.
16.      Казанская лингвистическая школа. Лингвистические взгляды И. А. Бодуэна де Куртене.
17.      Понятие литературного языка. Основные разновидности литературных языков.
18.      Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра.
19.      Предмет социолингвистики и методы исследований.
20.      Пражская школа функционально-структурного исследования языка.
21.      Язык и культура. Языковая ситуация, языковая политика и языковое строительство.
22.      Копенгагенская школа структурной лингвистики.
23.      Предмет психолингвистики. Идеи и методы исследований. Отношение к другим наукам о речевой деятельности.
24.      Дескриптивная лингвистика. Трансформационная и генеративная грамматика.
25.      Психолингвистические проблемы семантики, грамматики и текста.
26.      Американская этнолингвистика. Неогумбольдтианское течение в языкознании.
27.      Понятие текста в теории лингвистики.
28.      Советское языкознание в 20-60е гг. XXв. 
Сравнительно-историческое, сопоставительное
и типологическое языкознание
29.      Компаративистика: метод и направление языкознания.
30.      Частносистемные типологии и проблема цельносистемной типологии языков.
31.      Характерология и сравнительная типология языков.
32.      Предмет и задачи лингвистической типологию Основные понятия типологического описания.
33.      Прагматические аспекты перевода.
34.      Контрастивная лингвистика. Методы и практическое приложение.
35.      Понятие эквивалентности перевода.
36.      Типологический принцип классификации языков.
37.      Теория закономерных соответствий при переводе.
38.      Основные приемы лингвистической реконструкции.
39.      Проблема переводимости в современной теории перевода.
40.      Лингвистические методы перевода.
41.      Предмет, методы и задачи лингвистической теории перевода.
42.      Морфологическая классификация языков.
43.      Структурные типы языков.
44.      Лексико-семантическая типология языков.
45.      Языковые универсалии.
46.      История лингвистической типологии.
47.      Проблема языка-эталона и метаязыка.
48.      Лексико-семантические универсалии.
Проблемы современного языкознания
49.      Парадигмы современного языкознания.
50.      Парадигмы и «научные революции» в лингвистике. Непарадигмальные стимулы развития лингвистической теории.
51.      Сущность языка и речи (гносеологические определения, онтологические определения, прагматические определения).
52.      Основные этапы порождения речи.
53.      Единицы языка и единицы речи.
54.      Системно-структурная организация языка.
55.      Лингвосемиотика: природа и сущность языкового знака, знаковые теории языка, типология языковых знаков.
56.      Менталингвистика: лингвофилософские аспекты связи языка, мышления и сознания; дискуссионные подходы к соотношению языка, мышления и сознания; взаимоотношение языка с разными типами мышления.
57.      Семантическая система языка: сознание, знание и значение; дискуссионные вопросы теории языкового значения; типы языковых значений.
58.      Психолингвистика: становление и развитие психолингвистических идей, проблемы отечественной психолингвистики.
59.      Когнитивная лингвистика: основные понятия когнитивной лингвистики, лингвистические проблемы концептуализации и категоризации знания; типы концептов и их вербализация.
60.      Коммуникативная лингвистика: коммуникативные единицы языка и речи; проблема соотношение пресуппозиции и пропозиции; синтаксическое и коммуникативное значение; проблемы современной прагмалингвистики.
61.      Прикладная лингвистика: проблемы моделирования языка в действии; компьютерная лингвистика; информационно-поисковые аспекты прикладной лингвистики.
62.      Социолингвистика: язык и общество; классификация социолингвистических факторов; социальные факторы в развитии системы языка; современная языковая ситуация.
63.      Лингвокультурология: язык и культура, когнитивные аспекты лингвокультурологии.
64.      Современное историческое языкознание: внутренняя реконструкция, принципы ареальной лингвистики в современном сравнительно-историческом языкознании.

 

 

Имя файлаРазмер
metodicheskie_ukazaniya_10.02.19_final.pdf492.06 КБ
metodicheskie_ukazaniya_10.02.04_final.pdf523.13 КБ
progr.vstupit.ekz_._45.06.01_germanskie_yazyki_2017_so_shkaloy.pdf306.99 КБ
progr.vstupit.ekz_._45.06.01_lit-ra_zarub._2017_so_shkaloy.pdf143.25 КБ
progr.vstupit.ekz_._45.06.01_teoriya_yazyka_2017_so_shkaloy.pdf309.75 КБ